В предыдущем посте были определены ключевые направления развития систем подготовки космонавтов, в том числе HCT (Human Cognitive Technologies), под которыми подразумеваются традиционные технологии обучения (познания) с учетом специфики предметной области.
В настоящее время существует большое число методических наработок и отлаженная система подготовки космонавтов, которая включает в себя процедуры многоступенчатого отбора, физической и психологической подготовки, обучения базовым дисциплинам и регулярного повышения квалификации для освоения нового оборудования, проведения исследовательских или технических работ. Немного больше об этом можно узнать из книги «Космическая Академия» (1987 г.), которая также доступна в аудио-формате.
В подготовке космонавтов можно выделить несколько положительных особенностей, часто недоступных для широкой массы учащихся:
- Работа космонавтов преимущественно построена на отработке конкретных сценариев, поэтому цели подготовки (результаты обучения) могут быть определены достаточно четко.
- Для изучения основных и специализированных дисциплин могут привлекаться лучшие специалисты и преподаватели, использоваться самые передовые учебные ресурсы.
- Обучение проводится в малых группах или даже персонально, что позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся.
Вместе с тем стоит отметить ряд моментов, осложняющих реализацию образовательного процесса в настоящее время или ближайшей перспективе:
- Необходимость увеличения числа курсов для опережающего обучения, которые могут не иметь разработанных сценариев, а значит и четко сформулированных целей обучения.
- Реализация международных космических программ приводит к необходимости привлечения для преподавания иностранных экспертов, решения проблем их доступности, организации взаимодействия, обеспечения безопасности и секретности.
- Организация дистанционного обучения на борту космического корабля требует создания единого виртуального (информационного) образовательного пространства.
Для преодоления указанных сложностей и учета других особенностей HCT-направление должно быть сосредоточено на решении следующих задач:
- Повышение эффективности образовательных технологий за счет использования ИКТ и других инновационных походов:
- создание специализированных LMS (систем управления обучением);
- увеличение динамики производства образовательного контента;
- создание персональных информационных систем обучения и т.д.
- Развитие когнитивных способностей космонавтов, в том числе:
- умение учиться (мотивация, приемы самообучения, прагматизм в выборе учебного материала и т.д.);
- обучение через преподавание и формирование образовательного контента;
- развитие творческого мышления, инновационности, умения решать нестандартные и слабоформализованные задачи.
Для иллюстрации одой из подзадач использования ИКТ на Рисунке 2 представлена укрупненная блок-схема процессов формирования учебного контента на основе имеющихся сценариев. Их автоматизация (создание информационной системы управления знаниями) позволит повысить эффективность организации обучения, увеличить динамику создания новых курсов и материалов, а также обеспечить контроль и управление ситуацией.
Рисунок 2
Информационной базой для подобной системы управления знаниями должны стать различные структуры (Рисунок 3), которые включают:
- библиотеку сценариев, для которой созданы структурные и поисковые навигаторы, система выбора типовых и аспектно-ориентированных сценариев;
- перечни задач, которые решаются в сценариях, и их соответствие наборам компетенций;
- типовые/целевые модели компетенций космонавтов (и других категорий специалистов);
- атлас образовательных портфолио с привязкой к другим информационным структурам;
- структурированный по областям знаний, компетенциям и сценариям образовательный контент;
- адаптивные траектории обучения;
- планируемый и текущий прогресс учащихся, другие оценки образовательной ситуации.
Рисунок 3.
В рамках второй задачи ‑ развитие когнитивных способностей космонавтов ‑ помимо информационных аспектов важно предварительно решить методические вопросы, которые в настоящее время еще недостаточно проработаны.
Например, для того, чтобы обеспечить и проверить глубину знаний и наличие когнитивных способностей можно воспользоваться современными образовательными технологиями: ассоциативными картами (mind map), когнемными методами обучения, а также игровыми технологиями (edutaiment): от разгадывания кроссвордов и решения других логических игр до полноценных симуляторов и систем дополненной реальности.
В следующем посте немного о технологиях обучения по требованию (LOD)…