Human Cognitive Technologies

В предыдущем посте были определены ключевые направления развития систем подготовки космонавтов, в том числе HCT (Human Cognitive Technologies), под которыми подразумеваются традиционные технологии обучения (познания) с учетом специфики предметной области.

В настоящее время существует большое число методических наработок и отлаженная система подготовки космонавтов, которая включает в себя процедуры многоступенчатого отбора, физической и психологической подготовки, обучения базовым дисциплинам и регулярного повышения квалификации для освоения нового оборудования, проведения исследовательских или технических работ. Немного больше об этом можно узнать из книги «Космическая Академия» (1987 г.), которая также доступна в аудио-формате.

В подготовке космонавтов можно выделить несколько положительных особенностей, часто недоступных для широкой массы учащихся:

  • Работа космонавтов преимущественно построена на отработке конкретных сценариев, поэтому цели подготовки (результаты обучения) могут быть определены достаточно четко.
  • Для изучения основных и специализированных дисциплин могут привлекаться лучшие специалисты и преподаватели, использоваться самые передовые учебные ресурсы.
  • Обучение проводится в малых группах или даже персонально, что позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся.

Вместе с тем стоит отметить ряд моментов, осложняющих реализацию образовательного процесса в настоящее время или ближайшей перспективе:

  • Необходимость увеличения числа курсов для опережающего обучения, которые могут не иметь разработанных сценариев, а значит и четко сформулированных целей обучения.
  • Реализация международных космических программ приводит к необходимости привлечения для преподавания иностранных экспертов, решения проблем их доступности, организации взаимодействия, обеспечения безопасности и секретности.
  • Организация дистанционного обучения на борту космического корабля требует создания единого виртуального (информационного) образовательного пространства.

Для преодоления указанных сложностей и учета других особенностей HCT-направление должно быть сосредоточено на решении следующих задач:

  • Повышение эффективности образовательных технологий за счет использования ИКТ и других инновационных походов:
    • создание специализированных LMS (систем управления обучением);
    • увеличение динамики производства образовательного контента;
    • создание персональных информационных систем обучения и т.д.
  • Развитие когнитивных способностей космонавтов, в том числе:
    • умение учиться (мотивация, приемы самообучения, прагматизм в выборе учебного материала и т.д.);
    • обучение через преподавание и формирование образовательного контента;
    • развитие творческого мышления, инновационности, умения решать нестандартные и слабоформализованные задачи.

Для иллюстрации одой из подзадач использования ИКТ на Рисунке 2 представлена укрупненная блок-схема процессов формирования учебного контента на основе имеющихся сценариев. Их автоматизация (создание информационной системы управления знаниями) позволит повысить эффективность организации обучения, увеличить динамику создания новых курсов и материалов, а также обеспечить контроль и управление ситуацией.

Рисунок 2

Информационной базой для подобной системы управления знаниями должны стать различные структуры (Рисунок 3), которые включают:

  • библиотеку сценариев, для которой созданы структурные и поисковые навигаторы, система выбора типовых и аспектно-ориентированных сценариев;
  • перечни задач, которые решаются в сценариях, и их соответствие наборам компетенций;
  • типовые/целевые модели компетенций космонавтов (и других категорий специалистов);
  • атлас образовательных портфолио с привязкой к другим информационным структурам;
  • структурированный по областям знаний, компетенциям и сценариям образовательный контент;
  • адаптивные траектории обучения;
  • планируемый и текущий прогресс учащихся, другие оценки образовательной ситуации.

Рисунок 3.

В рамках второй задачи ‑ развитие когнитивных способностей космонавтов ‑ помимо информационных аспектов важно предварительно решить методические вопросы, которые в настоящее время еще недостаточно проработаны.

Например, для того, чтобы обеспечить и проверить глубину знаний и наличие когнитивных способностей можно воспользоваться современными образовательными технологиями: ассоциативными картами (mind map), когнемными методами обучения, а также игровыми технологиями (edutaiment): от разгадывания кроссвордов и решения других логических игр до полноценных симуляторов и систем дополненной реальности.

В следующем посте немного о технологиях обучения по требованию (LOD)…

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.