Инфо-когнитивные технологии в подготовке космонавтов

Многие знают, что американцы называют (или раньше называли) Бауманку «Ракетным колледжем на Яузе». И на это они имеют веские основания – большинство бауманцев являются офицерами соответствующих родов войск, а ведущие преподаватели часто ведут научные разработки двойного назначения )) Так уж случилось, что и моя первая серьезная работа тоже была связана с космосом, с интересным проектом создания ситуационного центра в рамках советской программы «звездных войн». На старших курсах университета я даже работал в РНИИ КП, где мне завели трудовую книжку и сделали в ней первые записи. С тех пор моя научная и производственная деятельность иногда «летает в космос», а некоторые разработки имеют двойное назначение 😉 К счастью, ничего суперсекретного я не делаю…

Этим летом мне удалось сделать наброски к статье о перспективных образовательных технологиях подготовки космонавтов и создании профильного ситуационного центра (СЦ), которыми я и хочу поделиться.

Мои предыдущие публикации в этом направлении представлены здесь, в том числе:

  • Ситуационные центры: определения, структура и классификация
    Наверное, самая цитируемая моя статья, включена в несколько учебных пособий.
  • Обучающие ситуационные центры
    Одна из первых российских статей по тематике учебных СЦ и обучения на их базе.
  • Ситуационные центры в образовании
  • Ситуационный центр стратегического и оперативного управления системой обучения ФТС России
  • Интеграция и конвергенция методов моделирования информационно-аналитических систем для решения задач управления знаниями

ВВЕДЕНИЕ

Идеи о космических путешествиях уже давно не сходят со страниц фантастических романов о будущем человечества. Сегодня образы писателей уже постоянно воплощаются на экранах кинотеатров, телевизоров и оживают в компьютерных играх. Все чаще возникает ощущение, что это будущее, еще совсем недавно считавшееся невероятным, вот-вот наступит. Этому способствует бурное развитие технологий, среди которых особое положение занимает четверка нано-, био-, инфо- и когнитивных (НБИК) технологий.

Важно заметить, что когнитивные технологии играют в указанном квартете равнозначную, а в перспективе и доминирующую роль. Можно даже предположить, что через некоторое время распространенное сокращение «ИКТ» будет расшифровываться как «инфо-когнитивные технологии» в противовес текущей инфо-коммуникационной трактовке. Такое внимание к когнитивности вызвано все большей значимостью ментальных и особенно познавательных процессов человека – ведь, чем сложней окружающие нас программно-технические средства, тем больше и лучше нам надо учиться.

Потребность в непрерывном обучении и повышении квалификации уже хорошо осознана, и не только в космической индустрии, но и во всех высокотехнологичных отраслях. Управление знаниями в компаниях, создание экономики и общества, основанных на знаниях, являются одними из ключевых тенденций развития передовых стран.

В «космосе» задачи и проблемы традиционно носят более масштабный характер, поэтому и требования ко всем технологиям существенно выше. Целевые ориентиры в сфере когнитивных возможностей будущих покорителей внеземного пространства фантасты схематично уже набросали – нужно, как минимум (!!!), уметь починить космический корабль, если его потрепало, провести сложные научные эксперименты, освоить по необходимости новые миры и .. быть готовыми ко всему.

Зададимся вопросами о том, как же научить космонавта или его спутника – космического путешественника всему, что необходимо, возможно ли это сделать «сегодня», «завтра», когда-нибудь? К сожалению, ответы на эти вопросы пока носят отрицательный характер, вынуждая развивать альтернативные подходы – обучение критическим и базовым знаниям, акцентирование на способностях быстро учиться, обеспечение эффективных технологий «обучение по требованию» и др.

Когнитивные (познавательные) ограничения людей также способствуют развитию автоматизированных систем поддержки их деятельности и принятия решений, созданию дистанционных систем управления и обучения. Обобщая, можно выделить следующие приоритетные направления в обучении космонавтов (и других категорий специалистов):

  • HCT (Human Cognitive Technologies) – развитие когнитивных технологий обучения человека;
  • LOD (Learning-On-Demand) – создание и совершенствование программно-технических систем обучения по требованию;
  • ARL (Additional Reality Learning, Adaptive Robotics Learning) – разработка инфо-когнитивных технологий обучения автоматизированных и автономных СППР, роботизированных помощников, и систем дополненной реальности.

В следующих постах я подробней расскажу о каждом из указанных направлений…

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.