2-е издание Рекомендаций по встраиванию курсов фирмы «1С»

На днях отправлено в печать 2-е издание Рекомендаций по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С» в образовательные программы вузов.  В этом посте публикую предисловие. 

Читать далее

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Несколько слов о ТОП-программе «Разработчик 1С»

Актуальность нормативной и методической поддержки преподавателей ИТ-дисциплин

В настоящее время в России происходит реформа системы высшего образования, которая связана с повсеместным переходом на двухуровневую подготовку «бакалавр–магистр» и внедрением новой нормативной базы в области содержания подготовки кадров, основанной на федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и новом законе «Об Образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ).

Ключевыми особенностями нового (третьего) поколения образовательных стандартов являются широкое использование компетентностного подхода и рамочное описание требований к содержанию учебных курсов. Это, с одной стороны, дает вузам больше свободы при проектировании своих основных образовательных программ (ООП), а с другой – создает сложности их наполнения актуальным и конкурентоспособным содержанием.

В связи с этим перспективной тенденцией в области проектирования ООП является ориентация на требования разработчиков технологий (вендоров) и работодателей, которые чаще всего формулируются в терминах индустриальных сертификаций, профессиональных и корпоративных стандартов.

Читать далее

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Профстандарт специалиста по информационным ресурсам

В прошлом году руководил проектом разработки профессионального стандарта «Специалист по информационным ресурсам», о котором совсем немного писал в предыдущих постах. На выходных на базе материалов пояснительной записки подготовил небольшие тезисы к очередной конференции…

Быстрые темпы развития Интернет и связанных веб-технологий обуславливают появление и распространение новых категорий специалистов, которых обобщено называют веб-мастерами, специалистами по электронным ресурсам (eContent), экспертами цифровой медиаиндустрии (Digital Media). На основе характера (направленности) видов деятельности их можно условно разделить на следующие группы: Читать далее

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Профессиональные стандарты на службе компании

Завершающий пост в рамках планируемой статьи посвящен реальной пользе ПС..

На одной из крупнейших европейских конференций 2008 г., посвященной разработке стратегии развития ИКТ-компетенций в Европе, выступал Hideki Murayama, представитель японской группы разработчиков профессиональных стандартов в области ИКТ. Он представил национальные стандарты, в которых наиболее затребованные компетенции определяются на основе регулярного анализа стратегических карт управления (BSC) японских компаний.

Его доклад произвел сильное впечатление на многих участников конференции, в том числе и на разработчиков Европейской рамки ИКТ-компетенций (e-CF). Возможно именно он повлиял на то, что спустя несколько лет в европейских ПС при описании трудовых функций появился обязательный атрибут – ключевые показатели эффективности (КПЭ, KPI).

Иерархическая система такого рода показателей крайне важна на практике, т.к. позволяет увязать деятельность конкретного сотрудника (его производственную роль, трудовую функцию) с индикаторами работы компании в целом или по отдельным срезам. При детальной проработке это дает возможность оценить не только количество и номенклатуру необходимых компетенций, но и их значимость, выраженную в финансовых (или других эконометрических) показателях.

Компании, которые сумели выстроить подобные системы, приобрели серьезные конкурентные преимущества и во многом реализуют ключевые идеи экономики знаний, а системы компетенций, профессиональные или корпоративные стандарты стали мощными инструментами реализации кадровой политики, залогом финансового успеха.

Из-за широкого спроса на сегодняшний день многие корпоративные системы управления предприятиями (ERP-системы) имеют специализированные модули, которые позволяют автоматизировать процесс управления по компетенциям, расчета на их основе зарплаты, оценки значимости сотрудника и стоимости его компетенций.

Сказанное дает веские основания утверждать о возможности использования профессиональных стандартов для увеличения эффективности работы компании, ее финансовых и нефинансовых показателей. Однако для этого необходимо проделать большую организационную работу внутри компании – стандартизировать и стабилизировать внутренние бизнес-процессы, внедрить специальные кадровые методики, повысить уровень зрелости кадровых и других процессов.

Подробно о том, как это можно сделать написано в стандарте People CMM (http://cmmiinstitute.com), который развивает идеи группы стандартов, основанных на «модели зрелости процессов» (Capability Maturity Model), и разработан Software Engineering Institute (в настоящее время переименован в Институт SMMI) при университете Карнеги-Меллон.

Существующий макет ПС, утвержденный Минтрудом, не предусматривает описания компетенций, а также не содержит разделов связанных с оценкой эффективности трудовых функций, поэтому при разработке профстандарта «Специалист по информационным ресурсам» в типовую структуру документа разработчиками внесены специальные дополнения. Если их не удастся сохранить в итоговой официальной версии, то они будут перенесены в специальное приложение пояснительной записки. Ознакомиться с конкретными примерами можно в текущей версии ПС, доступной по адресу – http://it-claim.ru/web.

Очевидно, что тема не исчерпана. Отдельного внимания заслуживают вопросы применения ПС для системы ДПО и непрерывного образования, методики разработки ПС и т.д.  А вообще статью я хотел написать больше про разработку профстандартов для веб-отрасли, но уж как вышло  )))

Продолжение следует… 

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Профессиональные стандарты и система образования

продолжаю тему предыдущих постов…

Существует распространенное заблуждение в том, что ПС создаются преимущественно или даже исключительно для того, чтобы указать вузам и колледжам кого и как надо готовить. В прошлом выпуске КО уже были представлены доводы о несостоятельности подобного механизма – официальное донесение требований работодателей до студента через цепочку «ПС > ФГОС > основная образовательная программа > повышение квалификации преподавателя > программа дисциплины» требует слишком много времени и бюрократических согласований. Вместе с тем, никто не мешает работодателю работать напрямую и с вузом, и с преподавателем и даже с выпускником, реализуя как распространенные, так и новые подходы.

Причина активного тиражирования этого заблуждения кроется в массовом несоответствии реальных требований бизнеса с имеющимися квалификациями и компетенциями выпускников, а также подогревается поправками в 273-ФЗ, изменениями ФГОС, явными указаниями о возможности использования ПС при разработке образовательных программ.

Читать далее

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Системообразующая роль профессиональных стандартов

в продолжение предыдущего поста немного о значимости ПС для каждого из нас… 

Погружение в тематику стоит начать с изучения истории развития ПС – двигаясь по ее ключевым датам и событиям, можно понять вектор движения, а также темпы развития и некоторые перспективы. Из представленного краткого экскурса (см. предыдущий пост) видно, что профстандарты не являются вещью самой в себе, а представляют собой важную компоненту создаваемой Национальной системы квалификаций (и компетенций), в архитектуру которой также входят:

  • Национальная рамка квалификаций (НРК РФ), которая определенным образом сопрягается с Европейской рамкой квалификаций (EQF);
  • Каталоги квалификаций, справочники и классификаторы профессий, видов занятий и трудовой деятельности;
  • Система (независимой) оценки и сертификации квалификаций, включающая в себя специализированные центры (ЭМЦ и ЦОСК) и координирующую инфраструктуру;
  • Различные компоненты системы образования и подготовки кадров.

Читать далее

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Новая волна разработки профессиональных стандартов

Готовлю очередную статью в свою рубрику журнала «Качество образования». Решил поделиться некоторыми набросками…

В настоящее время образовательное и бизнес-сообщество активизировалось в работе по созданию и обсуждению профессиональных стандартов (ПС). Ключевым фактором появления новой волны интереса стал Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597, во исполнение которого в Трудовом Кодексе (ТК) введено понятие и закреплен статус профстандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Минтрудом объявлено множество конкурсов на создание ПС по различным видам деятельности.

Более детально с нормативными документами можно познакомиться на сайте Минтруда (для удобства читателей в журнале я сделал короткую ссылку http://it-claim.ru/ps, которой и сам постоянно пользуюсь). Ниже перечислены основные документы:

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», пункт 1, пп. б), в), г).
  2. Федеральный закон от 03.12.2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании». Он выводит ПС из под действия закона «О техническом регулировании», в ряд статей ТК вносит право использования ПС наряду с действующими квалификационными справочниками, добавляет «Статью 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», в котором обязанности по ведению ПС делегируются Минтруда
  4. План разработки профессиональных стандартов на 2012 – 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р ;
  5. План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565 (с изменениями).
  6. Для методического обеспечения разработки профессиональных стандартов подготовлены документы:

Несмотря на множество информации, для очень многих до сих пор остаются открытыми вопросы о назначении профстандартов, об их роли в общей системе нормативных документов, о перспективах их развития и применения в сфере образования и трудовых отношений. К сожалению, простые варианты ответов на эти вопросы не вносят ясности и требуют дополнительных разъяснений, погружения во взаимосвязанные темы и понимание архитектуры создаваемой системы регулирования кадров.

Начать погружение стоит с краткого экскурса в историю вопроса – двигаясь по ее ключевым датам и событиям, можно понять вектор движения, а также темпы развития и некоторые перспективы.

Краткая история разработки профессиональных стандартов

2006 г. – На базе РСПП было создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и заложены основы для создания национальной системы квалификаций в РФ (см. http://nark-rspp.ru).

2007 г. – На базе НАРК разработан Макет и Положение о профессиональном стандарте, а также заключено Соглашение о взаимодействии РСПП и Минобрнауки России.

2008 г. – В России появляется и начинает широко обсуждаться Проект  Национальной рамки квалификаций РФ, который воплотил в себе базовые идеи Европейской рамки квалификаций (EQF).

2007-2008 гг. ‑ В эти годы появляются и первые профессиональные стандарты, в том числе девять ПС в области ИТ. Эти успехи вдохновляют руководителей министерств и они высказывают большие надежды на их использование при разработке нового поколения образовательных стандартов (ФГОС). Однако на смену первым успехам приходят и первые разочарования – бизнес оказался не заинтересован и не способен массово разрабатывать ПС. В связи с этим методисты вузов, вынуждены были самостоятельно определять виды, задачи, объекты и другие характеристики профессиональной деятельности, профессиональные компетенции и другие компоненты ФГОС, вынужденно игнорируя сильно устаревшие справочники ЕКС, ЕТКС, ОКЗ, ОКВЭД и другие.

2009 г. – Наличие нерешенной проблемы стыковки академического и бизнес-сообщества, которая на много лет оказывается зафиксированной во многих ФГОС, определяет появление таких документов как «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и  «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» утвержденные Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. (№ АФ-318/02 и № АФ-317/03). Фактически, это одни из первых документов, в которых предлагается частичная (а в перспективе и полная) передача права вузов присваивать профессиональные квалификации вовне. Эта же идея находит воплощение в отказе от специальностей, укрупнении перечня направлений подготовки ФГОС, отказа от детального (конкретизированного) описания содержания подготовки. Впоследствии это нашло отражение в борьбе за профили направлений ВПО.

В этом же году создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики (приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 г. № 874). Первоочередной задачей деятельности рабочей группы стало определение методологических подходов к разработке квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) в высокотехнологичных отраслях экономики.

2010 г. – Осенью появился перечень поручений Президента РФ, в котором Правительству Российской Федерации совместно с другими заинтересованными организациями было поручено обеспечить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации), в соответствии с международной практикой. Срок исполнения – 1 августа 2012 года.

В этом же году создается Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования, который утверждает «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников…», «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ), Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…», «Общие требования  к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

2011 г. – На базе разработанных ранее положений организуется и проводится конкурс Минобрнауки РФ на создание 16 пилотных проектов по трехлетней апробации системы ЭМЦ и ЦОСК для различных отраслей. Фактически проекты направлены на создание инфраструктуры разработки и практического использования профессиональных стандартов для оценки и сертификации квалификаций. МАК ИКТ вместе с ТК-МТК-22 и компаний ЛАНИТ принимали активное участие на первом этапе работ по проекту в области «Информатики и вычислительной техники», однако впоследствии руководители проекта (МЭИ) приняли решение самостоятельно развивать проект.

2012 г. ‑ В предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» будущий Президент В.В. Путин отмечает, что за 5 лет утверждено всего 69 стандартов и государство переоценило степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций. Он предложил правительству до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны принять Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.

Стоит также отметить появление в 2011 г. автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)», полномочия учредителя которой были определены за Правительством РФ. АСИ организовало проект по разработке Дорожной карты «Создания национальной системы квалификаций и компетенций» (ДК НСКК), целью которого является создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки (http://www.asi.ru/initiatives/npi/nskk/).

АСИ активно включилось в процессы развития нормативной базы профессиональных стандартов и одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Эксперты МАК ИКТ также включились в эту работу, способствовали и помогали распространить опыт по адаптации Европейской рамки ИКТ-компетенций (см. статьи Надежды Вольпян в прошлых выпуска КО или на сайте рубрики http://it-claim.ru/ko), а также участвовали в разработке альтернативного варианта Национальной рамки квалификации и макета ПС, ориентированного на компетенции и процессный подход.

Кому интересны дополнительные детали — советую посмотреть развернутые статьи Грин Нэлли Михайловны на эту тему,  изучить сайт НАРК, а также внимательно почитать нормативные документы…

продолжение следует…

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

ФГОС 3.1 — первый Service Pack

Некоторое время назад поделился в Facebook новостями о предстоящих изменениях в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего образования (ВО), которые придут на смену ФГОС ВПО (ГОС-3) в рамках введения в действие нового Закона «Об образовании в РФ» (273-ФЗ).  В этом посте постарался уже без эмоций изложить основные моменты, к которым нужно готовиться. Я, например, уже начал переделывать макет ТОП-программы (http://it-claim.ru/top) и разрабатывать обновленный вариант «методической обвязки» для ТОП-программы «1С:Разработчик». Надеюсь, что к конференции в Воронеже (http://it-education.ru) уже смогу поделиться проектом документа..

 

Концепция «ФГОС 3.1» чем-то напоминает серьезный Service Pack  и содержит множество принципиальных изменений. Вот некоторые из них:

1. Обновленные ФГОС теперь не будут регулировать содержание образования ‑ таблица ФГОС ВПО с перечислением Знаний-Умений-Навыков (ЗУН), примерных названий дисциплин и циклов (таблица 2) сильно упрощается. В ней теперь будут указаны только объемы базовой и вариативной части основной образовательной программы (ООП).

2. Предполагается, что ЗУНы в перспективе будут преобразованы в «Результаты обучения» (Learning Outcomes) и будут служить индикаторами освоения компетенций. Их описание сознательные вузы введут в своих ООП. Дополнительные требования к результатам обучения или какие-то принципы оценки компетенций во ФГОС 3.1 по прежнему не предусмотрены

3. Признано, что формулировки компетенций во многих ФГОС неприемлемы и часто слишком многочлены  поэтому их надо по возможности улучшить и сократить. Например, разработчикам «апдейтов» ФГОС рекомендовано сократить число общекультурных компетенций до 10 и желательно сделать одинаковыми для укрупненных групп специальностей (УГС)ФГОС.  Универсализированные списки компетенций должна оперативно подготовить специальная рабочая группа и передать всем после майских праздников. Что делать вузам, кот. уже 2 года реализуют ФГОС, разработали под них программы, и уже дали студентам дисциплины гуманитарного цикла — не ясно.

4. Профессиональные компетенции тоже часто не выдерживают критики, но их пока сильно менять и сокращать не будут. Однако их нужно обязательно разбить по видам проф. деятельности (кто этого еще не сделал ранее). Вместе с тем есть потенциальная проблема ‑ «виды ПД» во ФГОС никакого, даже близкого отношения, не имеют к видам ПД (видам трудовой/проф. деятельности) из профстандартов или действующих справочников.

На полях следует отметить, что формального определения «компетенции» во ФГОС по прежнему не вносится,  что не очень хорошо, т.к. его нет ни в одном нормативном документе РФ (в том числе во ФГОС, ФЗ-273, ТК).

5. Во ФГОС 3.1 запрещены отсылочные нормы, поэтому все они «переезжают» в текст стандартов и формулируются разработчиками (возникают сложности — высокая компетентность разработчиков ФГОС по всем соотв. вопросам трудно реализуема). Например, новыми разделами станут финансовые нормы, в том числе по соотношению количества преподавателей и студентов. Также появляются «общесистемные требования» к площадям, объему НИОКР, количеству публикаций и т.д. Это нужно, чтобы Рособрнадзор в будущем мог проверять соответствие ООП требования законодательства на основе единственного документа — ФГОС. Другие документы он вроде как не вправе использовать (согласно 273-ФЗ).

6. Очень важно изменение принципа требований. Теперь если во ФГОС что-то не запрещено, то это потенциально разрешено. Это означает, что разработчики апдейта должны все-все-все предусмотреть, в том числе нюансы 100+ подзаконных актов, кот. еще не разработаны и не утверждены (например, Порядок об электронном обучении и ДОТ).

7. Все дисциплины теперь должны быть не менее 3 кредитов (з.е.), ~ 108 часов, практики не менее двух недель и т.д. Для всех вузов это означает очередное тотальное изменение учебных планов и педагогической нагрузки. Важно еще помнить, что по действующим ФГОС дисциплины 3+ кредита должны обязательно заканчиваться экзаменом (оценкой). Что теперь будет с зачетами — не ясно.

8. Примерно треть (а в перспективе почти все) ФГОС бакалавриата должны быть существенно переработаны для включения в них разделов, связанных с «прикладным бакалавриатом», который подразумевает частичное включение ФГОС СПО внутрь ФГОС ВО. При этом эта мера временная — до декабря, потом будут разработаны новые ФГОС прикладного бакалавра по УГС (всего будет ~50).  Основная причина этих изменений — нормативно обеспечить контрольные цифры приема (КЦП) для тех образовательных учреждений, кто заявился на соотв. программы. При этом вузы-разработчики соотв. ФГОС как правило не реализуют программы прикладного бакалавриата.

9. Очень интересен и необычен механизм введения сервис-пака. Все 300+ ФГОС ВПО будут отменены, а вместо них приняты новые ФГОС ВО. Это означает, что должны быть пересмотрены все уже действующие образовательные программы и учебные планы (по которым учатся уже два года!!!). Я раньше всегда считал, что «закон не имеет обратной силы», но похоже в этот раз юристы что-то придумали.

10. Есть еще много других изменений, но не хватает времени все их  описать..  Но об одном из них не могу не написать )))  В макете ФГОС принята за основу одна моя методическая наработка, используемая в ТОП-программах. Привязка ФГОС к профстандартам делается на уровне раздела «задачи проф. деятельности», хотя и без указания соответствующих квалификационных уровней. Ну, хоть что-то ))

11. Вызывает опасение, что все эти изменения должны быть грамотно внесены в кратчайшие сроки. При этом работа по изменению ФГОС не оплачивается, а некоторая (в части прикладного бакалавриата) делается на полгода и потом ее надо снова будет переделывать.

В заключение хочется отметить, что многие предложенные изменения «по делу», но условия и сроки очень тяжелые. Предстоит очень много методической работы не только разработчикам апдейтов ФГОС ВО, но и создателям собственных стандартов вузов и ООП, а также учебным управлениям, деканатам, заведующим кафедрам и преподавателям. И это  при том, что учебные отрезки и расписание не следующий семестр уже во многом определены.

Рубрика: Без рубрики | 1 комментарий

ТОП-программы vs. Профстандарты

В этом посте решил поделиться предварительной версией своих тезисов на конференцию «Преподавание ИТ в России», которая пройдет в мае на базе Воронежского ГУ.

 

Типовые образовательные модули на базе ФГОС как эффективный инструмент реализации требований работодателей

С 2011 учебного года российская система высшего образования повсеместно перешла на использование федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые существенно обновили нормативную базу в области содержания подготовки кадров. В конце 2012 года принят новый Закон «Об Образовании», который развивает и закрепляет ключевые положения образовательных стандартов, увязывает их разработку с профессиональными стандартами (ПС), предъявляет более высокие требования к организации и качеству подготовки выпускников. На рубеже прошлого и текущего года активизировались работы по созданию ПС: внесены изменения в Трудовой Кодекс, закрепляющие их правовой статус; утвержден план по разработке 800 ПС в 2013-2014 гг.; обсуждаются новые макеты и методики их создания. Кроме того, в этом году должны быть подведены итоги эксперимента по созданию Центров оценки и сертификации квалификаций в пилотных 16 областях.

Все это свидетельствует о положительном сдвиге процессов взаимодействия работодателей и академического сообщества, создании площадки и новых возможностей для усиления качества и содержания подготовки кадров. Вместе с тем на ряд вопросов пока еще не найдены ответы, в том числе не удается обосновать эффективность, а порой и просто работоспобность предлагаемой схемы для создания основных образовательных программ (ООП) вузов и других образовательных учреждений на базе ПС:

  • Схема      вида «Работодатели > ПС      >  ФГОС > ООП > Студенты»      является слишком длительной при реализации, т.к. и ПС и ФГОС требуют      утверждения на государственном уровне, и не могут регулярно обновляться. В      итоге требования работодателя могут дойти до студента в лучшем случае      через 5-7 лет, что для высокотехнологичных отраслей (особенно ИКТ)      является неприемлемым.
  • ПС      в настоящее время немногочислены и часто носят пилотный характер, не    позволяя их реально и широко использовать среди работодателей. Возможно,      новые государственные инициативы позволят изменить эту ситуацию, но на      апробацию ПС в компаниях потребуется существенное время – от двух до пяти      лет.

В этих условиях системе образования и бизнеса нужны дополнительные инструменты и механизмы взаимодействия, которые отличаются большей оперативностью и измеряемой эффективностью. Одним из таких инструментов могут стать Типовые образовательные программы (ТОП-программы), которые разрабатываются работодателем для непосредственного встраивания в учебный процесс (ООП) образовательных учреждений.

Летом 2010 г. на рабочем заседании комитета по образованию АП КИТ по инициативе исполнительной дирекции МАК ИКТ и компании Cisco было предложено реализовать проект по созданию и апробации «Открытой системы интеграции образовательных ресурсов ИТ-компаний в учебные программы вузов (СИОР ИКТ)».

В 2011 году были сделаны пилотные ТОП-программы «Основы ИКТ и сетевое администрирование» (на базе учебно-методических материалов программы «Сетевых академий Cisco») и «Технологии для построения и защиты сетевой инфраструктуры предприятия» (на базе открытых образовательных ресурсов компании Microsoft», которые широко обсуждались на крупнейших конференциях.

ТОП-программы опираются на структуру, содержание и возможности нового поколения образовательных стандартов (ФГОС ВПО), полностью соответствуют им, а в некоторых случаях – дополняют (усиливают) их требованиями, которые необходимы для собственных стандартов. Кроме того, в методических разработках учитываются ПС в сфере ИТ, международные стандарты (Европейская рамка ИКТ-компетенций eCF), отраслевые стандарты (ГОСТЫ ИСО в сфере ИКТ), действующие справочники ЕКС, ОКЗ, ОКВЭД и другие нормативные документы.

Концепцию проекта и разработанные образовательные модули поддержали: Российский Союз Ректоров (РСР), АП КИТ, МАК ИКТ, Профильные Учебно-методические объединения, Координационный совет УМО и НМС высшей школы, Национальный технический комитет по стандартизации «ИТ» (ТК-МТК-22), Cisco, Microsoft, Ланит, ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», Лаборатория Касперского, Фирма «1C», Институт информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и др.

Проект нашел отклик и среди вузов, за 2011-2012 гг. удалось достичь высоких показателей:

  • ТОП-программу      Cisco внедрили 20+ вузов России, в том числе  в полном объеме СПб Политех, ЭТИ СГТУ,  КФУ, ТИСБИ, ГГНТУ, ПГЛУ, НГИЭИ, ТУСУР, КубГУ и др. Ежегодно по курсам этой      ТОП-программы в России проходит обучение около 10000 студентов.
  • Модули      ТОП-программ Microsoft встроены в более 150 учебных курсов, и за два года      по ним проведено более 18000 студенто-курсов.
  • Структура      и ряд методических нововведений ТОП-программ использовались для      составления собственных стандартов МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Особо стоит отметить, что в работу по развитию СИОР ИКТ активно включились и российские компании. В настоящее время уже разработаны и проходят апробацию «Рекомендации по встраиванию сертифицированных учебных курсов фирмы «1С»…», которые предназначены для преподавателей ИТ-дисциплин. Полным ходом идут работы по созданию ТОП-программы для подготовки прикладных программистов «1С».

В настоящее время проект СИОР ИКТ получил развитие и дополнительную поддержку со стороны различных организаций:

  • В      рамках проекта «Анализ учебных программ      для учителей и преподавателей на соответствие рекомендациям ICT CFT      ЮНЕСКО» разработана концепция ТОП-программы для ФГОС ВПО укрупненной группы «Образование и педагогика» (050000).
  • Наработки по      ТОП-программам учтены в рамках крупного международного проекта по      сопряжению образовательных программ «Tuning Russia», предметная      область – ИКТ.
  • На      базе Колледжа предпринимательства №11 разработана и ведется апробация      ТОП-программы, адаптированной к структуре ФГОС СПО.
  • В      рамках Экспертной группы Минобрнауки РФ разработан макет ТОП-программы для      ее реализации в форме дополнительных профессиональных программ (программ      ДПО).
  • В      марте 2013 г. на заседании Президиума Координационного совета УМО и НМС      высшей школы разработки в рамках СИОР ИКТ были официально утверждены, а      концепция ТОП-программ рекомендована для тиражирования в различных      предметных областях.

Дополнительная информация о проекте представлена на страничке рабочей группы по СИОР ИКТ, доступной по короткому адресу http://it-claim.ru/top, а также будет размещена на портале Федеральных государственных образовательных стандартов ВПО (http://fgosvpo.ru/).

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий

Старые записи и рассуждения о законе Ципфа-Мандельброта

Некоторое время назад я со своими аспирантками Ириной Голубевой и Мариной Даньшиной подготовили задание для исследования частотных закономерностей в музыке на примере знаменных песнопений. Подробнее см. на страничке проекта Компьютерная семиография.

Закон Ципфа-Мандельброта для музыки

Теоретической базой для проведения исследования являются материалы, представленные в разделе 2.1 «Количественная спецификация ЕЯ описания» Монографии Ю.Филиппович, А.Прохоров. Семантика информационных технологий: опыты словарно- тезаурусного описания. / Серия «Компьютерная лингвистика». Вступ. Статья А.И.Новикова. М.: МГУП, 2002.— книга в комплекте с CD ROM.

Там приводятся описания законов Ципфа и Мандельброта, которые эмпирически установили формы гиперболических зависимостей частоты употребления слов в текстах. Позднее аналогичные зависимости были обнаружены и в других областях коммуникации и человеческой деятельности. Думаю, что кто-то, наверняка, это подтвердил и для музыкальных произведений.

В нашем исследовании мы рассматриваем особый класс музыкальных произведений (древнерусские знаменные песнопения), которые имеют ряд отличительных особенностей, в том числе явно выраженную компонентную структуру организации мелодий.  Для современной ното-линейной (фактически, фонетической) записи выделение структурных единиц в общем случае неочевидно и неоднозначно, поэтому исследователи часто используют N-граммные модели и разбивают мелодии на равные фрагменты по три-четыре ноты.

Теоретически такое равномерное разбиение должно приводить к отклонениям от законов Ципфа-Мандельброта, т.к. статистически выявлено, что более короткие слова чаще употребляются и чаще носят служебный характер. В знаменных же песнопениях простейшим музыкальным единицам (семиографическим знакам, знаменам, крюкам) могут соответствовать различные по длительности последовательности, что делает их исследование с помощью соответствующих инструментов более обоснованным. В скором времени, я надеюсь, что мы сможем представить наши официальные результаты, которые мы в настоящее время проверяем на дополнительных данных, детализируем и т.д.

Расчет коэффициентов закона Мандельброта

В этом же посте я хочу поделиться некоторыми своими соображениями и даже расчетами по определению коэффициентов формул Ципфа-Мандельброта. Для этого я специально перерыл старые документы и нашел свои записи десятилетней давности. Наверняка, на сегодняшний день, когда компьютерной лингвистикой не занимается только ленивый, в Интернете могут быть найдены более серьезные выкладки или даже исследования на эту тему. Буду признателен за ссылки ))

Хочу также попросить прощения за «ручной» формат представления выкладок, т.к. на текущий момент Mathcad на компьютере у меня не установлен и скриншоты могу сделать только со старых распечаток.

На «скриншоте» в верхней части представлены формулы Mathcad для расчета коэффициентов, графики и некоторые пояснения:

  • Fotn – относительная частота встречаемости слов (знамен или других единиц). Нормировка (собственно относительность рассчитывается исходя из деления абсолютной частоты на общее количество слов k, рангов).
  • Fotn (r)  – Закон Ципфа (b=1, v=0)
  • Fotn1 (r), Fotn2 (r)  – Закон Мандельброта (b=1,5 и b=0,5;  v=0)

Zipf

В левой части под рисунком представлены результаты расчета коэффициента p для Закона Ципфа. Можно увидеть, что 1/10 получается только при общем количестве слов (рангов) около 26000.

Методика расчета довольно проста:

  1. Найти p из условия, что (r+v)=1. На графике это точка, отмеченная красной цифрой (1).
  2. Найти b из условия (r+v)=k. Но лучше выбрать не к, а m такое, что m<k, абсолютная частота F(m )>1. Это позволяет не брать в расчет хвост единичных случаев. На графике это точка, отмеченная красной цифрой (2). К одной точке ведет красная линия, а к другой – зеленая. Линии показаны условно.
  3. Найти самую характерную точку изгиба кривой и для нее вычислить v
    1. Соединить прямой рассмотренные выше точки (1) и (2)
    2. Найти максимальный перпендикуляр Lmax между прямой и кривой. Желающие могут сделать формальную запись поиска экстремума соответствующей функции ))
    3. Из координат пересечения (3) найти v по формуле
      v=(p/Fотн)^(1/b)-r.

«Физический смысл» коэффициентов закона Мандельброта

  • P —  это максимальная относительная частота слова (знамени).
  • V – показывает соотношение между наиболее и наименее частотными словами (знаменами):
    • Если ввести коэффициент U= Fmax-Fmin или U1=Fmax-Favg, то он будет обратно пропорционален V, т.е.:
    • Чем больше U, тем меньше V : V=a1*(1/U)
  • B – показывает равномерность спада частот – чем меньше B, тем равномерней спад. Соответственно, чем меньше дисперсия, тем меньше B.

Zipf2

Вопрос о правильном определении ранга

При построении реально наблюдаемой модели ранг-частота можно словам (знаменам) с одинаковой частотой присваивать одинаковый ранг, можно даже этот принцип распространить на диапазоны частот. Это приведет к тому, что функция распределения будет носить более «ступенчатый характер», а ее сглаживание непрерывной функцией будет в общем случае сложней или менее правдоподобней. Соответственно, для теоретических расчетов лучше каждому слову (знамени) присваивать отдельный ранг, а в практических задачах количество рангов определять из стоящих перед разработчиком (исследователем) задач.

Рубрика: Без рубрики | Добавить комментарий