ФГОС 3.1 — первый Service Pack

Некоторое время назад поделился в Facebook новостями о предстоящих изменениях в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) высшего образования (ВО), которые придут на смену ФГОС ВПО (ГОС-3) в рамках введения в действие нового Закона «Об образовании в РФ» (273-ФЗ).  В этом посте постарался уже без эмоций изложить основные моменты, к которым нужно готовиться. Я, например, уже начал переделывать макет ТОП-программы (http://it-claim.ru/top) и разрабатывать обновленный вариант «методической обвязки» для ТОП-программы «1С:Разработчик». Надеюсь, что к конференции в Воронеже (http://it-education.ru) уже смогу поделиться проектом документа..

 

Концепция «ФГОС 3.1» чем-то напоминает серьезный Service Pack  и содержит множество принципиальных изменений. Вот некоторые из них:

1. Обновленные ФГОС теперь не будут регулировать содержание образования ‑ таблица ФГОС ВПО с перечислением Знаний-Умений-Навыков (ЗУН), примерных названий дисциплин и циклов (таблица 2) сильно упрощается. В ней теперь будут указаны только объемы базовой и вариативной части основной образовательной программы (ООП).

2. Предполагается, что ЗУНы в перспективе будут преобразованы в «Результаты обучения» (Learning Outcomes) и будут служить индикаторами освоения компетенций. Их описание сознательные вузы введут в своих ООП. Дополнительные требования к результатам обучения или какие-то принципы оценки компетенций во ФГОС 3.1 по прежнему не предусмотрены

3. Признано, что формулировки компетенций во многих ФГОС неприемлемы и часто слишком многочлены  поэтому их надо по возможности улучшить и сократить. Например, разработчикам «апдейтов» ФГОС рекомендовано сократить число общекультурных компетенций до 10 и желательно сделать одинаковыми для укрупненных групп специальностей (УГС)ФГОС.  Универсализированные списки компетенций должна оперативно подготовить специальная рабочая группа и передать всем после майских праздников. Что делать вузам, кот. уже 2 года реализуют ФГОС, разработали под них программы, и уже дали студентам дисциплины гуманитарного цикла — не ясно.

4. Профессиональные компетенции тоже часто не выдерживают критики, но их пока сильно менять и сокращать не будут. Однако их нужно обязательно разбить по видам проф. деятельности (кто этого еще не сделал ранее). Вместе с тем есть потенциальная проблема ‑ «виды ПД» во ФГОС никакого, даже близкого отношения, не имеют к видам ПД (видам трудовой/проф. деятельности) из профстандартов или действующих справочников.

На полях следует отметить, что формального определения «компетенции» во ФГОС по прежнему не вносится,  что не очень хорошо, т.к. его нет ни в одном нормативном документе РФ (в том числе во ФГОС, ФЗ-273, ТК).

5. Во ФГОС 3.1 запрещены отсылочные нормы, поэтому все они «переезжают» в текст стандартов и формулируются разработчиками (возникают сложности — высокая компетентность разработчиков ФГОС по всем соотв. вопросам трудно реализуема). Например, новыми разделами станут финансовые нормы, в том числе по соотношению количества преподавателей и студентов. Также появляются «общесистемные требования» к площадям, объему НИОКР, количеству публикаций и т.д. Это нужно, чтобы Рособрнадзор в будущем мог проверять соответствие ООП требования законодательства на основе единственного документа — ФГОС. Другие документы он вроде как не вправе использовать (согласно 273-ФЗ).

6. Очень важно изменение принципа требований. Теперь если во ФГОС что-то не запрещено, то это потенциально разрешено. Это означает, что разработчики апдейта должны все-все-все предусмотреть, в том числе нюансы 100+ подзаконных актов, кот. еще не разработаны и не утверждены (например, Порядок об электронном обучении и ДОТ).

7. Все дисциплины теперь должны быть не менее 3 кредитов (з.е.), ~ 108 часов, практики не менее двух недель и т.д. Для всех вузов это означает очередное тотальное изменение учебных планов и педагогической нагрузки. Важно еще помнить, что по действующим ФГОС дисциплины 3+ кредита должны обязательно заканчиваться экзаменом (оценкой). Что теперь будет с зачетами — не ясно.

8. Примерно треть (а в перспективе почти все) ФГОС бакалавриата должны быть существенно переработаны для включения в них разделов, связанных с «прикладным бакалавриатом», который подразумевает частичное включение ФГОС СПО внутрь ФГОС ВО. При этом эта мера временная — до декабря, потом будут разработаны новые ФГОС прикладного бакалавра по УГС (всего будет ~50).  Основная причина этих изменений — нормативно обеспечить контрольные цифры приема (КЦП) для тех образовательных учреждений, кто заявился на соотв. программы. При этом вузы-разработчики соотв. ФГОС как правило не реализуют программы прикладного бакалавриата.

9. Очень интересен и необычен механизм введения сервис-пака. Все 300+ ФГОС ВПО будут отменены, а вместо них приняты новые ФГОС ВО. Это означает, что должны быть пересмотрены все уже действующие образовательные программы и учебные планы (по которым учатся уже два года!!!). Я раньше всегда считал, что «закон не имеет обратной силы», но похоже в этот раз юристы что-то придумали.

10. Есть еще много других изменений, но не хватает времени все их  описать..  Но об одном из них не могу не написать )))  В макете ФГОС принята за основу одна моя методическая наработка, используемая в ТОП-программах. Привязка ФГОС к профстандартам делается на уровне раздела «задачи проф. деятельности», хотя и без указания соответствующих квалификационных уровней. Ну, хоть что-то ))

11. Вызывает опасение, что все эти изменения должны быть грамотно внесены в кратчайшие сроки. При этом работа по изменению ФГОС не оплачивается, а некоторая (в части прикладного бакалавриата) делается на полгода и потом ее надо снова будет переделывать.

В заключение хочется отметить, что многие предложенные изменения «по делу», но условия и сроки очень тяжелые. Предстоит очень много методической работы не только разработчикам апдейтов ФГОС ВО, но и создателям собственных стандартов вузов и ООП, а также учебным управлениям, деканатам, заведующим кафедрам и преподавателям. И это  при том, что учебные отрезки и расписание не следующий семестр уже во многом определены.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Ольга

    В декабре 2015 были внесены крайние изменения в российский закон об образовании ФЗ-273 http://zakon-ob-obrazovanii.ru/