Попытался сходу кратко описать все ключевые идеи и предложения, но не вышло, т.к. за 10 лет было сделано много и очень разных проектов. Безусловно, у меня есть желание все обобщить в единую методологию, но пока… В общем для тех у кого-то есть интерес, силы и время освоить объемный материал, я попробую составить некий обобщенный навигатор.
1. Пожалуй, первой моей крупной разработкой в сфере проектирования требований к ИТ-специалистам и их подготовке, стало создание проекта ГОС по новой экспериментальной специальности «Компьютерная лингвистика и семиотика» (2002 г.). Тогда была проведена большая аналитическая работа по изучению потребностей и прогнозного развития соответствующих технологий, однако основные акценты были поставлены на академическую (научную) составляющую. Несмотря на то, что стандарт проектировался только одним экспертом (Филиппович Ю.Н.) и молодым специалистом (я) он оказался в достаточной степени проработанным и перспективным — спустя 10 лет он во многом остается актуальным. Кратко подвести итог всей работы довольно сложно, но я бы выделил несколько важных моментов:
- Для разработки ПС, ГОС, КТ и т.д. достаточно небольшой группы экспертов-методистов, чему я нашел подтверждение здесь и почти во всех аналогичных проектах.
- Более того, широкая апробация, обсуждение и анкетирование не внесли каких-либо серьезных изменений в содержание ГОС – они скорее носили характер формального подтверждение или решали задачи распространения результатов.
- В рамках этого проекта использовался преимущественно восходящий подход к проектированию компетенций выпускников, который опирался на реальный контент целевых знаний. Возможно, что для проектирования перспективных (будущих) направлений подготовки это единственный варинат, т.к. на текущий момент реальные потребности в бизнесе еще не сформированы.
- Разработка требований «до контента» сильно дисциплинирует и реально отсекает «фантазии», рожденные в различного рода прогнозах, форсайтах и т.д.
2. Вслед за первым ГОС последовала НИР (2003 г.) по дополнению существующих и созданию новых ГОС для подготовки специалистов в области ИАИС образовательной отрасли на основе существующих специальностей по ИКТ и новых – «Интегрированные автоматизированные информационные системы» и «Менеджмент интегрированных информационных технологий и систем». Этот проект является одним из первых примеров, когда бизнесом были сформулированы КТ (ПС) к специалистам по ИАИС, которые потом академическим сообществом были расширены образовательной составляющей и встроены в ГОС. В проекте принимали участие: Управление ИТ Минобра,Redlab, ФГУ МГУ, МГТУ им. Баумана, ВШЭ. Некоторые идеи и результаты этого проекта впоследствии нашли продолжение в разработках новых направлений ГОС и возможно (не берусь утверждать наверняка) даже в ПС ИТ.
- В этом проекте сначала применялся функциональный подход – эксперты ИТ-компании, часть из кот. также являлись преподавателями, пытались описать типовые роли и функции работников ИАИС (от идей широкого анкетирования отказались).
- Одна из особенностей проекта состояла в том, что надо было каждый шаг обосновывать. Думаю, что это требование было ненамеренным, скорее типичным для НИР, однако оно сыграло важную роль. В какой-то момент возник вопрос о полноте описанных ролей и функций. От анкет, кот. это якобы подтверждают, уже отказались, поэтому возникла идея опираться на стандарты ЖЦ информационных систем. Собственно до самих стандартов (точно уже не помню) дело так и не дошло, но системное представление процессов ЖЦ, разбиение их на этапы и т.д. показало эффективность выбранного подхода.
- Таким образом, в проекте отказались от идеи группировать требования по профессиям, и перешли к ролям. А для систематизации бизнес-функций и ролей стали опираться на модель ЖЦ. Примечательно, что ровно к этим же идеям пришли разработчики единой рамки ИТ-компетенций в Европе eCF.
- Из-за того, что ГОСы в то время были по специальностям, а болонский процесс еще не накрыл нашу страну с головой, перед нами (методистами УМО) стала сложная задача — как эти требования встроить в нормативные документы. Соответственно были предложены новые специальности, специализации и другие решения, которые частично описаны здесь в сборнике ИТС и вестнике ИТО).
3. Помимо крупных методических проектов с 2000 по 2003 гг. я принимал участие в становлении кафедры ИТ в МГУП, на которой в то время формировался новый молодежный состав преподавателей. В то время я читал 8 различных ИТ-дисциплин и разрабатывал соотв. учебное и нормативно-методическое обеспечение. Я на практике убедился, что любые требования ГОС, ПС и т.д. можно формально реализовать в учебных курсах, и что они почти не оказывают влияние на реальное содержание формируемых компетенций. Это особенно хорошо заметно, когда рецензируешь на гриф учебники – название и содержание соответствует, а контент может быть совсем разный. Таким образом, даже самое замечательное на свете требование к компетенции бесполезно без реального контента, описания метода ее формирования и инструмента ее оценивания.
4. В 2004 г. наиболее значимым методическим проектом для меня стало исследование наработок Болонского процесса и опыта реализации кредитных систем (КС, систем зачетных единиц). Результаты анализа и собственных наработок представлены в моей книге (можно также посмотреть материалы моих лекций). Исследование дало много интересных выводов, но здесь я отмечу только некоторые:
- КС – отличный инструмент количественного измерения не только объема учебной нагрузки в часах, но и уровня, глубины освоения компетенций.
- Многие базовые идеи существующих рамок квалификаций (например, EQF) и компетенций взяты из наработок в области КС (см., например, уровни CATS Великобритании).
- Идеи неформального и информального обучения, а также механизмы монетизации (!!!) процессов освоения компетенций (см., например, американскую USCS), ранжирования компетенций по значимости и т.д. также происходят из недр различных КС.
5. В 2004-2005 гг. я работал в качестве архитектора новых модулей SAP R/3, связанных с автоматизацией учебных и научных процессов, где попытался заложить соответствующий опыт в функциональность КИС. Это была серьезная проверка на работоспособность идей, т.к. в ИТ абстрактные соображения, не положенные в жесткую логику ТЗ и спецификаций, никому не нужны. Фактически автоматизация требует четкой формализации и заставляет по иному взглянуть на многие вещи. Именно поэтому критически важно знать, как устроены и работают модули управления компетенциями в крупных КИС, как они сопрягаются с HR и другими модулями. Также интерес представляют специализированные системы и соответствующие технологии управления знаниями (KM). Работа по автоматизации и внедрению КИС сделала меня сторонником процессного подхода и позволила приобрести новый практический опыт анкетирования, обследования и описания бизнес-процессов.
6. Впоследствии в своих методических разработках я стал выделять особый вид компетенций (предприятия, подразделения), которые отвечают за выполнение конкретного бизнес-процесса (!не функции). Собственно я их так и назвал – процессными компетенциями. К сожалению, публикаций по теме автоматизации учебного процесса не так много, но кому интересно – рекомендую посмотреть статьи по совместному проекту с ФОРС и Oracle о создании интеграционной платформы на базе технологий SOA, EDA, BPEL и MDA/MDE (Голосов А.О., Полотнюк И.С. Филиппович А.Ю. Автоматизация образовательных учреждений на базе интеграционной платформы. Часть 1 и 2 – ссылки на сайте устарели, обновлю при случае).
7. Некоторые интересные (на мой взгляд) идеи, полученные в призме задач автоматизации, представлены в ряде моих публикаций, связанных с концепцией использования ситуационных центров в образовании:
- СЦ мониторинга и координирования процессов интеграции российского инженерного образования в мировое образовательное пространство
- СЦ для контроля и моделирования развития кредитной системы в сфере образования.
- СЦ стратегического и оперативного управления системой обучения ФТС России
- Интеграция и конвергенция методов моделирования ИАС для решения задач управления знаниями
- Обучающие ситуационные центры
8. В 2005-2006 г. я руководил консалтинговым направлением УЦ «Сетевая академия Ланит», где реализовал несколько интересных проектов с предприятиями. Самый крупный из них – проект по созданию системы ИТ-обучения ФТС России (Разработка стратегии и программы подготовки кадров в области ИТ). В ходе масштабного обследования было выявлено огромное количество проблем и недостатков существовавшей на тот момент очень развитой системы обучения. Нашей проектной группой было сформулировано более 300!! конкретных рекомендаций и предложено много оригинальных решений. По понятной причине материалы этих наработок не опубликованы, но некоторые общие характеристики можно встретить у меня в презентациях и публикациях.
- Некоторое время назад Дима Изместьев (директор «СА Ланит») разрешил, за что ему большое спасибо, опубликовать рабочую (экспериментальную) интернет-версию системы ИТ-компетенций (фактически ПС). В ней содержание ~100 компетенций и 500+ индикаторов не окончательное, и база курсов представлена только для примера.
- Представленная система компетенций является переводной. В дальнейшем она была несколько раз доработана и кастомизирована для различных клиентов. Немного про этот проект и Онтологию ИТ-компетенций (мы ее так назвали) можно узнать из презентации лекции «Разработка учебных программ с учетом требований работодателей (на примере области ИКТ)»
- …продолжение следует…
Вынужден прерваться на самом интересном, но как только появится еще немного свободного времени (скорее всего, после отпуска), то продолжу этот «навигатор-аннотатор».