Готовлю очередную статью в свою рубрику журнала «Качество образования». Решил поделиться некоторыми набросками…
В настоящее время образовательное и бизнес-сообщество активизировалось в работе по созданию и обсуждению профессиональных стандартов (ПС). Ключевым фактором появления новой волны интереса стал Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597, во исполнение которого в Трудовом Кодексе (ТК) введено понятие и закреплен статус профстандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Минтрудом объявлено множество конкурсов на создание ПС по различным видам деятельности.
Более детально с нормативными документами можно познакомиться на сайте Минтруда (для удобства читателей в журнале я сделал короткую ссылку http://it-claim.ru/ps, которой и сам постоянно пользуюсь). Ниже перечислены основные документы:
- Указ Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», пункт 1, пп. б), в), г).
- Федеральный закон от 03.12.2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона “О техническом регулировании». Он выводит ПС из под действия закона «О техническом регулировании», в ряд статей ТК вносит право использования ПС наряду с действующими квалификационными справочниками, добавляет «Статью 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», в котором обязанности по ведению ПС делегируются Минтруда
- План разработки профессиональных стандартов на 2012 – 2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2012 г. № 2204-р ;
- План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 г. № 565 (с изменениями).
- Для методического обеспечения разработки профессиональных стандартов подготовлены документы:
Несмотря на множество информации, для очень многих до сих пор остаются открытыми вопросы о назначении профстандартов, об их роли в общей системе нормативных документов, о перспективах их развития и применения в сфере образования и трудовых отношений. К сожалению, простые варианты ответов на эти вопросы не вносят ясности и требуют дополнительных разъяснений, погружения во взаимосвязанные темы и понимание архитектуры создаваемой системы регулирования кадров.
Начать погружение стоит с краткого экскурса в историю вопроса – двигаясь по ее ключевым датам и событиям, можно понять вектор движения, а также темпы развития и некоторые перспективы.
Краткая история разработки профессиональных стандартов
2006 г. – На базе РСПП было создано Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и заложены основы для создания национальной системы квалификаций в РФ (см. http://nark-rspp.ru).
2007 г. – На базе НАРК разработан Макет и Положение о профессиональном стандарте, а также заключено Соглашение о взаимодействии РСПП и Минобрнауки России.
2008 г. – В России появляется и начинает широко обсуждаться Проект Национальной рамки квалификаций РФ, который воплотил в себе базовые идеи Европейской рамки квалификаций (EQF).
2007-2008 гг. ‑ В эти годы появляются и первые профессиональные стандарты, в том числе девять ПС в области ИТ. Эти успехи вдохновляют руководителей министерств и они высказывают большие надежды на их использование при разработке нового поколения образовательных стандартов (ФГОС). Однако на смену первым успехам приходят и первые разочарования – бизнес оказался не заинтересован и не способен массово разрабатывать ПС. В связи с этим методисты вузов, вынуждены были самостоятельно определять виды, задачи, объекты и другие характеристики профессиональной деятельности, профессиональные компетенции и другие компоненты ФГОС, вынужденно игнорируя сильно устаревшие справочники ЕКС, ЕТКС, ОКЗ, ОКВЭД и другие.
2009 г. – Наличие нерешенной проблемы стыковки академического и бизнес-сообщества, которая на много лет оказывается зафиксированной во многих ФГОС, определяет появление таких документов как «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» утвержденные Министром образования и науки Российской Федерации и Президентом РСПП от 31 июля 2009г. (№ АФ-318/02 и № АФ-317/03). Фактически, это одни из первых документов, в которых предлагается частичная (а в перспективе и полная) передача права вузов присваивать профессиональные квалификации вовне. Эта же идея находит воплощение в отказе от специальностей, укрупнении перечня направлений подготовки ФГОС, отказа от детального (конкретизированного) описания содержания подготовки. Впоследствии это нашло отражение в борьбе за профили направлений ВПО.
В этом же году создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики (приказ Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 г. № 874). Первоочередной задачей деятельности рабочей группы стало определение методологических подходов к разработке квалификационных характеристик (профессиональных стандартов) в высокотехнологичных отраслях экономики.
2010 г. – Осенью появился перечень поручений Президента РФ, в котором Правительству Российской Федерации совместно с другими заинтересованными организациями было поручено обеспечить разработку профессиональных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации), в соответствии с международной практикой. Срок исполнения – 1 августа 2012 года.
В этом же году создается Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования, который утверждает «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников…», «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ), Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…», «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.
2011 г. – На базе разработанных ранее положений организуется и проводится конкурс Минобрнауки РФ на создание 16 пилотных проектов по трехлетней апробации системы ЭМЦ и ЦОСК для различных отраслей. Фактически проекты направлены на создание инфраструктуры разработки и практического использования профессиональных стандартов для оценки и сертификации квалификаций. МАК ИКТ вместе с ТК-МТК-22 и компаний ЛАНИТ принимали активное участие на первом этапе работ по проекту в области «Информатики и вычислительной техники», однако впоследствии руководители проекта (МЭИ) приняли решение самостоятельно развивать проект.
2012 г. ‑ В предвыборной статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» будущий Президент В.В. Путин отмечает, что за 5 лет утверждено всего 69 стандартов и государство переоценило степень интереса крупных корпораций к национальной системе квалификаций. Он предложил правительству до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны принять Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций.
Стоит также отметить появление в 2011 г. автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)», полномочия учредителя которой были определены за Правительством РФ. АСИ организовало проект по разработке Дорожной карты «Создания национальной системы квалификаций и компетенций» (ДК НСКК), целью которого является создание сбалансированной системы взаимодействия граждан, бизнес-структур и государственных органов исполнительной власти в области формирования, развития, накопления, воспроизводства, оценки и защиты квалификаций и компетенций в целях создания глобально конкурентоспособной и востребованной продукции нового поколения в кратчайшие сроки (http://www.asi.ru/initiatives/npi/nskk/).
АСИ активно включилось в процессы развития нормативной базы профессиональных стандартов и одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Эксперты МАК ИКТ также включились в эту работу, способствовали и помогали распространить опыт по адаптации Европейской рамки ИКТ-компетенций (см. статьи Надежды Вольпян в прошлых выпуска КО или на сайте рубрики http://it-claim.ru/ko), а также участвовали в разработке альтернативного варианта Национальной рамки квалификации и макета ПС, ориентированного на компетенции и процессный подход.
Кому интересны дополнительные детали — советую посмотреть развернутые статьи Грин Нэлли Михайловны на эту тему, изучить сайт НАРК, а также внимательно почитать нормативные документы…
продолжение следует…