Метод разметки древнерусских музыкальных рукописей

При исследовании древнерусских музыкальных рукописей одной из задач является анализ рукописи на предмет встречаемости в ней различных сочетаний знамен, а также выявления статистических показателей как в рукописи в целом, так и по отдельным частям.

В данной статье рассматривается метод разметки рукописи с помощью языка XML, который позволяет производить анализ, благодаря преобразованию исходного файла с помощью сценариев XSLT.

В качестве исследуемой рукописи взят «Круг церковного древнего знаменного пения под редакцией Разумовского». Данная рукопись состоит из 6 частей, некоторые части разделены на гласы. Каждый глас состоит из нескольких песнопений. Пример рукописи, переведенной в электронный вид и набранной специальными шрифтами, приведен на рис.1.

Рис.1 Пример древнерусской музыкальной рукописи

Исследуемая музыкальная рукопись записана в крюковой нотации. Это значит, что мелодия в ней записана с помощью специальных знамен. Также в рукописи присутствуют пометы – подсказки, которые обозначают высоту или характер исполнения знамен. Таким образом, древнерусскую музыкальную рукопись можно описать с помощью теории множеств следующим образом:

В={P}, где P={G}, G={C}, C={S}, S={p,Z}, Z={<T,k,w>}, T=[t1,t2,…,t3]

Где B – рукопись, P – часть, G – глас, C – раздел, S – песнопение, p – попевка,  Z – знамя, t – помета, k – код, w – слог.

Структура рукописи приведена на рис.2.

Рис.2. Структура рукописи

Разработанный XML-файл имеет следующий вид:

<book><part><glas><chapter><chant name= ‘ ‘ ><popevka name= ‘ ‘  >

<znam  kod= ‘ ‘  letter= ‘ ‘  style= ‘ ‘ ><slog></slog><pometa></pometa>

</znam></popevka></chant><chant></chant></chapter></glas></part></book>

Так как в ходе исследования может потребоваться обозначать принадлежность одного знамени нескольким попевкам, было решено не выделять отдельный тег <popevka>, а добавить каждому знамени атрибут  popevka.

<znam  kod= ‘ ‘ letter= ‘ ‘ style= ‘ ‘ popevka= ‘ ‘ ><slog></slog><pometa></pometa>

</znam>

Это не окончательный вариант, я сейчас изучаю как решается проблема хранения неиерархической информации мировым сообществом 🙂

Для анализа предлагаются следующие виды фильтров:

  1. Просмотр песнопений по частям
  2. Просмотр песнопений по гласам
  3. Просмотр песнопений по всей рукописи
  4. Просмотр контекста знамен
  5. Просмотр контекста знамен с учетом помет
  6. Просмотр попевок

Реализовать поиск по перечисленным параметрам предлагается с помощью именованных ключей в XSLT. Они предназначены для поиска фрагментов документа по значению ключа.

<xsl:key name=’popevka-search’ match=»popevka» use=»@name»/>

<xsl:for-each select=»key(‘popevka-search’, ‘popevka-name’)»>

//вывод необходимой информации

</xsl:for-each>

Разработанные скрипты позволяют производить анализ по заранее подготовленным параметрам, а также позволяют пользователю вводить свои значения в поле поиска.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Метод разметки древнерусских музыкальных рукописей»

  1. 1. Без иллюстраций и форматирования читать статьи ужасно )
    2. Теоретико-множественное представление сносное, но не представлено единообразно — что-то обозначается маленькими буквами, что-то большими, да и размерности плохо указаны ))
    3. Интересно было бы проработать возможность указания нескольких вариантов попевок на одном фрагменте. Тогда принадлежность фрагментов можно задавать с помощью нечетких множеств. С помощью них же сопоставлять попевки, искать ядра конструкций и т.д.

    • marinadanshina говорит:

      1. К сожалению не удалось тогда добавить изображения в пост, только сегодня добавила)
      2. В теоретико-множественном описании постаралась использовать везде заглавные буквы, кроме описания знамени, чтобы подчеркнуть, что знамя находится на последнем уровне иерархии. Но, так как одному знамени может соответствовать несколько помет, использовала заглавную букву Т, оставив маленькую букву для описания конкретной пометы 🙂
      3. Внесла изменения в пост по этому поводу. В целом в рукописи каждое знамя, как мне кажется, относится к одной попевке, но так как эта информация нам недоступна (в рукописях нет конкретного указания к какой попевке принадлежит знамя), необходимо не ограничиваться в описании только одной попевкой для знамен, а предусмотреть возможность указания нескольких попевок, что наверняка потребуется в рамках исследования. Нашла интересную статью об описании неиерархических структур с помощью XML, думаю, что посвящу этой теме отдельный пост в ближайшее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*