Общее между музыкой и языком

Стив Браун построил новую модель появления музыки как самостоятельного объекта, в силу которой музыка и язык развивались из общего предка, который определил их общие признаки. Он называет такую модель «музыкально — языковая» система (“musilanguage” system).

Первая общая характеристика — комбинаторный синтаксис: способность обработки дискретных блоков для получения единиц высшего порядка, которые являются в некотором роде «значащими». Эти блоки, и в речи и в музыке, сделаны из звуковых событий. Например, человек подсознательно комбинирует фонемы, чтобы произнести слова. Такой способностью обладают также птицы- их пение богато эмоциональным содержанием, но, в отличие от человеческой речи, в нем недостает символьного (буквенного) содержания.

Кроме способности использования звуковых элементов как стандартных блоков для образования комбинаторных структур, Браун выделяет  второй важный пункт совпадения между языком и музыкой —  интонационная фразировка. Это модуляция основных акустических свойств фразы с целью передачи акцентов, эмоционального состояния и эмоционального значения.

Эти общие аспекты музыки и языка переходят в два более высоких уровня, а именно: фонологический и смысловой.

На фонологическом уровне Браун проводит параллель между языком и музыкой, связывая «фонемы» с «высотой звуков» и «морфемы» с «мотивами».

Смысловым уровнем языка и музыки управляют различные типы системы синтаксиса: логический и звуковой.

Два уровня функционирования музыки и языка Рис.1. Два уровня функционирования музыки и языка

В дальшейшем он развил свою теорию и в статье [2] предложил разделить все характеристики музыки и языка на 3 группы:

  • общие особенности
  • параллельные особенности
  • отличительные особенности

Общие особенности – те, которые идентичны между музыкой и языком — процессы вокализации, эмоциональная просодия, то есть, выражение эмоциональных состояний в музыке или языке.

Параллельные особенности — те, которые аналогичны (но не идентичны)- особенности дискретности, комбинаторности и образование фразы

Отличительные особенности -те, которые являются специфическими для каждой области: в музыке – ритм, высота звука, в языке — использование слов и логического синтаксиса.

Здесь же Стив Браун предложил модель того, как эти три типа особенностей могут иллюстрироваться в мозге ископаемого человека (музыкально-языковой прототип – предшественник музыки и языка) и в современном мозге.

Рис.2. Разделение характеристик языка и музыки на 3 группы

Общие особенности установлены общими модулями, параллельные особенности установлены двойными модулями, отличные особенности установлены разнообразными нервными областями, расположение которых не предсказуемы априорно.

Идея общих модулей подразумевает, что во время расхождения музыки и языка от “музыкально-языкового” прототипа, обе функции адаптировались в соответствующие нервные области этих функций. В отличие от этого, идея двойных модулей предполагает, что во время процесса расхождения, параллельные функции развивались как специализации в левом и правом полушарии. Наконец, локализация отличительных особенностей не зависит от разделения или параллелизма и поэтому происходит в разнообразных областях.

Литература:

1. Wallin, N. L., Merker, B., and Brown, S. (Eds.) (2000). The Origins of Music. Cambridge, MA: MIT Press.

2. Brown, S. (2001). Are music and language homologues? In R. Zatorre and I. Peretz (Eds.) The Biological Foundations of Music (pp. 372-374). New York: New York Academy of Sciences.

http://www.sfu.ca/psyc/brown/nyas.pdf

 

 

Запись опубликована в рубрике музыкальная семиотика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*