В среду 3 октября в научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского состоялась лекция израильского ученого в области семиотики Соломоника А.Б. на тему “Семиодидактика. Что это такое?”. Лекция была посвящена применению семиотического подхода к организации учебной программы средней школы.
Как обычно, она началась со вступления и краткого введения в предметную область. Были представлены две реальности: онтологическая, созданная без участия человека и данная ему в ощущениях , и семиотическая, знаковая. Немаловажно, что между этими реальностями всегда присутствует несоответствие.
Основные тезисы доклада:
1. Упрощение учебного плана для средней школы. На текущий момент в рамках школьного курса каждый предмет изучается максимально глубоко и широко, в него попадают многие последние достижения в области, но это, отнюдь, не играет положительной роли. Сколько процентов человечества понимают теорию относительности Эйнштейна? Большинство обучающихся попросту не готово воспринять столь сложные, абстрактные теории. Стоит ли включать их в курс средней школы?
Развитие знаковых систем, а также самой науки и искусства шло по пути увеличения абстракции, от примитивных форм в сторону все более комплексных, все менее и менее доступных для понимания большинству человечества. Пару столетий назад научное знание в самых различных областях еще можно было уложить в одной голове ученого, но в связи с ее развитием, появлением множества новых отраслей, глубоко изучить и понять каждую не представляется возможным даже самому одаренному гению. Поэтому стоит рассмотреть вопрос об упрощении программы средней школы, углубление же в предмет должно происходить в старших классах.
2. Было предложено ввести курс по истории выбранной для изучения науки. Как она развивалась? Как ученые пришли к данному выводу? Какие альтернативные взгляды существовали? То есть целью курса является представление процесса развития науки.
3. Была предложена апробация курса в рамках дистанционного обучения.
Семиотическая реальность появляется в ходе изучения реальности онтологической, но имеет свои законы развития, значительно отличающиеся от законов развития реальности онтологического плана. В семиотической копилке человечества можно различить разные подходы к описанию действительности. Например, в обучении мы следуем, прежде всего, за умственным взрослением наших учащихся, и лишь потом за достижениями науки. Поэтому нельзя механически переносить сведения об этих достижениях и, тем более, их детальное описание в учебные планы школ.