Отчет о летней школе и конференции NASSLLI’2012

Итак, в феврале 2012 года я отправила заявку на получение гранта для участия в конференции NASSLLI (North American Summer School of Logic, Language and Information – http://nasslli2012.com/), где-то в мае на мой почтовый ящик свалилось “письмо счастья”, в котором говорилось примерно следующее: “Congratulations!As you could probably tell from the subject line (we think you’re pretty clever, by the way), you got a full scholarship. Splendid job!” , в общем, получила грант на проживание, участие и мелкие затраты вместе с перелетом. В течение мая были решены все организационные вопросы (включающие приглашение и визу в США) , и 14 июня я уже сидела в самолете до Нью-Йорка (откуда я на следующий день улетела в Техасскую парилку). Кстати сказать, перелет получился очень дешевый – около 400 долларов (Москва-Цюрих-Нью-Йорк-Франкфурт-Москва).

Итак, после долгих перелетов 16 июня я наконец-то добралась до места назначения. Остин – небольшой техасский городок, одновременно являющийся столицей штата, в котором расположены офисы основных IT-компаний, а также огромный кампус Университета Техаса, в котором нас всех и поселили. Прежде, чем переходить к основной части, опишу кратко наш быт. Летняя школа состояла из курса лекций, на которые нужно было предварительно зарегистрироваться. Лекции начинались в 9 утра и заканчивались в 18-30 , если не случалось вечерних invited talks. Мы жили по 2 человека в комнате (условия скорее напоминали гостиницу, нежели общежитие). Рано утром в 8-30 мы собирались в коридоре и шли на завтрак, после чего в 8-50 сонно вываливались из здания и за 5 минут прогулки по утренней 30-градусной “прохладе” переносили наши тела в аудитории. В день было по 5 лекций, что, я считаю, несколько многовато, поскольку уже после 3-й думать и концентрировать внимание становится сложнее.  Лекции заканчивались около семи, а иногда и в девять. После них мы обычно шли в паб поесть, попить, расслабиться и пообщаться с профессорами в неформальной обстановке. Кстати, вот так, расслабившись, поздно вечером в первый день мы решили прогуляться по Остину, но “грозная туча” нависла над нами. Туча состояла из громадных сверчков, повылезавших из всех щелей и дыр, пока мы сидели и попивали техасское пиво. Сверчки прыгали, летали, скакали и кусались. Стивену Кингу такое не снилось, это было в лучших традициях фильмов Хичкока. Собрав нервы в комок, мы грозным кластером интеллекта пронеслись по улицам самым коротким путем.  В последующие дни оказалось, что помимо гигантских сверчков, там есть не менее гигантские тараканы и огромная популяция летучих мышей. Но в целом Остин очень понравился (несмотря на +45).

А теперь от слов к песням науке. Итак, как я говорила, каждый день у нас было по 5 лекций и 4 параллельных дорожки. Кратко расскажу о тех, которые посещала:

  • Noah Goodman. Stochastic Lambda Calculus and its applications in cognitive science. Собственно, можно сказать, что я подавала заявку ради этой серии лекций. Я давно знакома с работами Joshua Tenenbaum, Noah Goodman, Tom Griffiths, Mark Steyvers, все они пытаются создать вероятностную модель сознания. Joshua Tenenbaum, Tom Griffiths и Noah Goodman издали tutorial на тему How to Grow a Mind: Statistics, Structure, and Abstraction. Science 331 (6022), 1279-1285. Supporting Online Material. Вся теория базируется на статистических моделях и байесовых сетях. В рамках лекций NASSLLI был представлен язык Church , позволяющий моделировать стохастические процессы. В процессе курса мы в основном строили модели различных процессов, в том числе включающих причинно-следственные отношения (каузальность).  Главным вопросом, вынесенным на обсуждение, стала возможность разума быстро обучаться на очень ограниченном наборе примеров (тривиальный пример – ребенок понимает, что такое “лошадь” после 2-3 примеров, текущие системы машинного обучения “учатся” на сотнях и тысячах примеров).
  • Adam Lopez. Statistical Machine Translation. Курс был посвящен машинному переводу и читался сотрудником John Hopkins University. На первой же лекции нам дали лингвистическую задачку на перевод с языка Альфа Центавра на язык Бета Центавра:) Вполне стандартная задачка, где даны два параллельных корпуса (перевод) и затем нужно построить соответствия фраз/слов и перевести некое таинственное послание на одном из языков. В общем, процесс вашего перевода и все его трудности можно вполне экстраполировать и на случай машины. В рамках курса были предложены различные подходы и алгоритмы (FSA, FST, алгоритм Витерби для выравнивания последовательностей, динамическое программирование и др.), рассказано, как строится модель языка и модель перевода. Очень похожий курс я посетила в августе в рамках RuSSIR.
  • Christopher Potts. Extracting Social Meaning and Sentiment. Очень классный курс, состоящий из tutorials. На основе отзывов о фильмах из IMDB (комментариев и оценок) мы пытались оценить тональность (эмоциональную окраску) слов/фраз (в частности, прилагательных). В качестве инструментария использовали R.
  • Mark Steedman. Combinatory Categorial Grammars for Robust Natural Language Processing.   Курс был основан на теории формальной семантики и требовал большого глубокого априорного знания предмета. Не могу сказать, что для меня он прошел мимо, скорее способствовал взгляду на те же проблемы с другого ракурса. На сайте представлены все слайды, так что можно в любой момент с головой нырнуть в тему.
  • Oleg Kiselev, Chung-Chien Shan. Lambda: the Ultimate Syntax-Semantics Interface. Курс очень живой и с большой частью практического tutorial. При помощи ЯП Haskell мы пытались моделировать семантику. Грубо говоря, для текущих систем (работающих на уровне синтаксиса) предложения Mary Loves John и John Loves Mary равноценны и однозначны, но в действительности (увы и ах!) это часто не так, поэтому Mary loves John – это совершенно иное утверждение семантически и оно не тождественно John Loves Mary. На Haskell все это красиво, но сложно описывается. Вроде бы получается правильно, но сложно представить, что все именно так работает на биологическом уровне (в случае живых существ).

Резюмируя, мне безумно понравилось, особенно дискуссии между логиками, лингвистами, семантиками, философами и программистами (computer science). Курсы были очень разными, но в то же время говорили об одном, только с различных ракурсов .

 

 

 

Posted in Без рубрики | 2 Comments

Лекция А.Б. Соломоника о семиодидактике

В среду 3 октября в научной педагогической библиотеке им. К.Д. Ушинского состоялась лекция израильского ученого в области семиотики Соломоника А.Б.  на тему “Семиодидактика. Что это такое?”. Лекция была посвящена применению семиотического подхода к организации учебной программы средней школы.

Как обычно, она началась со вступления и краткого введения в предметную область. Были представлены две реальности: онтологическая, созданная без участия человека и данная ему в ощущениях , и семиотическая,  знаковая. Немаловажно, что между этими реальностями всегда присутствует несоответствие.

Основные тезисы доклада:

1. Упрощение учебного плана для средней школы. На текущий момент в рамках школьного курса каждый предмет изучается максимально глубоко и широко, в него попадают многие последние достижения в области, но это, отнюдь, не играет положительной роли. Сколько процентов человечества понимают теорию относительности Эйнштейна? Большинство обучающихся  попросту не готово воспринять столь сложные, абстрактные теории. Стоит ли включать их в курс средней школы?

Развитие знаковых систем, а также самой науки и искусства шло по пути увеличения абстракции, от примитивных форм в сторону все более комплексных, все менее и менее доступных для понимания большинству человечества. Пару столетий назад научное знание в самых различных областях еще можно было уложить в одной голове ученого, но в связи с ее развитием, появлением множества новых отраслей, глубоко изучить и понять каждую не представляется возможным даже самому одаренному гению. Поэтому стоит рассмотреть вопрос об упрощении программы средней школы, углубление же в предмет должно происходить в старших классах.

2. Было предложено ввести курс по истории выбранной для изучения науки. Как она развивалась? Как ученые пришли к данному выводу? Какие альтернативные взгляды существовали? То есть целью курса является представление процесса развития науки.

3. Была предложена апробация курса в рамках дистанционного обучения.

Семиотическая реальность появляется в ходе изучения реальности онтологической, но имеет свои законы развития, значительно отличающиеся от законов развития реальности онтологического плана. В семиотической копилке человечества можно различить разные подходы к описанию действительности. Например, в обучении мы следуем, прежде всего, за умственным взрослением наших учащихся, и лишь потом за достижениями науки. Поэтому нельзя механически переносить сведения об этих достижениях и, тем более, их детальное описание в учебные планы школ.

Posted in Без рубрики | Leave a comment

IJCAI-11

IJCAI-11 Integrated and Embedded AI (IEAI) Track: Call for Papers
Barcelona, Spain, July 2011

To solve complex real-world problems, artificial intelligence (AI)
systems are becoming increasingly integrated and pervasive. These
systems often use more than one AI technique in a tight integration
(e.g., robotic systems), or they offer important services with AI
embedded as a key component within a larger software or hardware
system (e.g., search engines and smart phones). In these systems, AI
plays a key role in the systems’ ability to perceive, reason, learn,
communicate and act intelligently in the real world.

The IEAI track welcomes two types of articles:
* articles that emphasize the integration of more than one
technique in various AI subareas, and
* those that present advances in using AI as an embedded service
or component in other areas of computer science or natural science,
business and engineering.

Important dates:

* Abstract submission: Jan 19, 2011 (11:59PM, UTC-12)
* Paper submission: Jan 24, 2011 (11:59PM, UTC-12)
* Author feedback: Feb 28-Mar 3, 2011 (11:59PM, UTC-12).
* Notification of acceptance/rejection: Mar 31, 2011
* Camera-ready copy due: Apr 15, 211
* IEAI sessions: Jul 19-22, 2011

Preference is given to submissions that explore, model and evaluate
system integration and embedding issues. In addition to the main
conference requirements such as novelty and depth, important questions
to answer for this track include:

* What is the functionality of the overall system and of the AI
subsystems being considered?
* Why are the AI subsystems important in the functionality of the
overall systems?
* How much improvement is gained in the overall system’s
performance with the inclusion of AI?
* How do the AI subsystems interact among themselves and with the
overall systems?

For more information, please visit http://ijcai-11.iiia.csic.es/calls/call_for_IEAI_track_papers.

The IEAI topics include, but are not limited to:

* AI in bioinformatics and biomedical systems
* AI in computational sustainability systems
* AI in information retrieval, Web search and multimedia systems
* AI in smart phones and sensor based applications
* AI in social media and social networking systems
* Intelligent agent systems
* Integrated planning and scheduling systems
* Intelligent sensor and robotic systems
* Intelligent tutoring and educational systems
* Knowledge engineering, modeling and capture systems
* Knowledge based database, networking, graphics and software
engineering systems
* Machine learning applications in business, science and
engineering
* Online commerce, games, and computational advertising systems
* Speech and language understanding and processing systems
* User behavior modeling and learning, intelligent user interfaces

Papers submitted to this track must follow the instructions given in
the general call for technical conference papers:
http://ijcai-11.iiia.csic.es/calls/call_for_papers.

For questions, please email the IJCAI-11 IEAI Track Chair, Qiang Yang,
at ieaichair -at- ijcai-11.org.

Posted in Без рубрики | Tagged , , , | Leave a comment

SYRCoDIS 2011

2-3 Июня 2011 года в Москве состоится коллоквиум исследователей в области баз данных и информационных систем (SYRCoDIS 2011).

Одной из основных целей SYRCoDIS является создание сообщества исследователей и практиков в области БД и ИС. Мы принимаем как научные, так и индустриальные статьи, описывающие интересные и нетривиальные приложения БД и ИС.

Организаторами конференции являются МГУ им. М. В. Ломоносова, Институт системного программирования РАН и Санкт-Петербургский Государственный Университет.

Принятые статьи будут опубликованы в сборнике трудов конференции. Кроме того, лучшие работы будут опубликованы в одном из журналов, рекомендуемых ВАК.

Подробную информацию о представлении статей и месте проведения коллоквиума можно найти на официальном Web-сайте SYRCoDIS 2011: http://syrcodis.ispras.ru/2011

Расписание SYRCoDIS 2011:
• Срок подачи статей: 21 февраля 2011
• Извещение о принятии: 21 марта 2011
• Статьи в виде, готовом к публикации: 4 мая 2011
• Коллоквиум: 2–3 июня 2011

Posted in Без рубрики | Tagged , , | Leave a comment

Russian Associative Experiment Project

I’ve developed website, it’s working in test mode and is available http://rat.ivri.ru

Posted in Без рубрики | Tagged , , | Leave a comment

EDBT/RuSSIR2011: Call for Course Proposals

WEB OF DATA
Joint RuSSIR/EDBT Summer School 2011
Monday August 15 – Friday August 19, 2011
Saint Petersburg, Russia
http://romip.ru/edbt-russir2011

CALL FOR COURSE PROPOSALS

The joint RuSSIR/EDBT 2011 Summer School will be held on August
15-19, 2011 in Saint Petersburg, Russia. The school is co-organized
by Saint Petersburg State University (http://eng.spbu.ru), Russian
Information Retrieval Evaluation Seminar (ROMIP, http://romip.ru),
and EDBT Association (http://www.edbt.org)

The mission of the school is to teach students about modern problems
and methods in Information Retrieval and Database Technology; to
stimulate scientific research and collaboration in these fields; and
to create environment for informal contacts between scientists,
students and industry professionals.

RuSSIR/EDBT 2011 School will offer up to seven courses (in parallel
sessions) and host approximately 150 participants.

The working language of the school is English. The target audience of
the school is advanced graduate and PhD students, post-doctoral
researchers, academic and industrial researchers, and developers.

The School Program Committee invites proposals for courses on a wide
range of IR and DB-related topics, including but not limited to:
– IR and DB theory, models, and query languages
– Data structures, algorithms, and indexing
– Multimedia databases and IR
– Natural language processing
– User interfaces
– Semantic Web and knowledge databases
– Text mining, information and fact extraction
– Mobile applications for IR and Databases
– Dynamic media and data streams
– Social search and personalization
– IR evaluation
– Benchmarking and Performance Evaluation
– Availability, reliability, and scalability
– Complex event processing
– Digital libraries, museums, and archives
– Spatial, temporal, and geographic databases
– XML and semistructured databases
– Scientific and statistical databases

Posted in Без рубрики | Tagged , , , , , | Leave a comment

Semantic memory

Basic ideas were presented by Allan M. Collins; M.R. Quillian (1969). “Retrieval time from semantic memory”

  • Semantic memory is knowledge of facts
  • Each node has specific meaning
  • SNs employ the local representation of concepts
  • A node’s activity may spread along links to activate other nodes (spreading activation)
  • Spreading activation may lose strength as it travels outward from the source
  • Distance between 2 nodes (concepts) is related to their relatedness

J.Sowa “Semantic networks”

Conceptual graphs.
Conceptual graphs (CGs) are a system of logic based on the existential graphs of Charles Sanders Peirce and the semantic networks of artificial intelligence.

Lendaris, G.G. (1992), “A Neural-Network Approach to Implementing Conceptual Graphs,” (invited) Chapter 8 in Conceptual Structures, Nagle, et al, Editors, Ellis Horwood

Posted in Без рубрики | Tagged , , | 1 Comment

Similar projects/research

1.Semantic memory
Where:University of California, Irvine
Who: Steyvers, M., & Tenenbaum, J.,Griffiths, T
Tags: LSI, LDA, semantic memory, probabilistic model, semantic association
Papers:
…Semantic memory
1.Steyvers, M., & Tenenbaum, J. (2005). The Large Scale Structure of Semantic Networks: Statistical Analyses and a Model of Semantic Growth. Cognitive Science, 29(1), 41-78
2.Steyvers, M. & Griffiths, T. (in press). Probabilistic topic models. In T. Landauer, D McNamara, S. Dennis, and W. Kintsch (eds), Latent Semantic Analysis: A Road to Meaning. Laurence Erlbaum
3.Griffiths, T., & Steyvers, M. (2004). Finding Scientific Topics. Proceedings of the National Academy of Sciences, 101 (suppl. 1), 5228-5235
4.Griffiths, T.L., & Steyvers, M. (2002). Prediction and semantic association. In: Advances in Neural Information Processing Systems, 15
5. Griffiths, T.L., & Steyvers, M. (2002). A probabilistic approach to semantic representation. In: Proceedings of the Twenty-Fourth Annual Conference of Cognitive Science Society. George Mason University, Fairfax, VA
…Memory processes
1.Shiffrin, R.M. & Steyvers, M. (1997). A model for recognition memory: REM: Retrieving Effectively from Memory. Psychonomic Bulletin & Review, 4 (2), 145-166
2. Shiffrin, R. M., & Steyvers, M. (1998). The effectiveness of retrieval from memory. In M. Oaksford & N. Chater (Eds.). Rational models of cognition. (pp. 73-95), Oxford, England: Oxford University Press
3. Steyvers, M. (2000). Modeling semantic and orthographic similarity effects on memory for individual words. Dissertation, Psychology Department, Indiana University. Formatted for 55 pages
4. Wagenmakers, E.J.M., Steyvers, M., Raaijmakers, J.G.W., Shiffrin, R.M., van Rijn, H., & Zeelenberg, R. (2004). A Model for Evidence Accumulation in the Lexical Decision Task. Cognitive Psychology, 48, 332-367
5. Steyvers, M., Wagenmakers, E.J.M., Shiffrin, R.M., Zeelenberg, R., & Raaijmakers, J.G.W. (2001). A Bayesian model for the time-course of lexical processing. In: Proceedings of the Fourth International Conference on Cognitive Modeling. George Mason University, Fairfax, VA

2. Free Association experiment (1973-1998)
Where: University of South Florida, University of Kansas
Who: Nelson, L., McEvoy, K., & Schreiber A.
Tags: free association, data

3. Word associations: Norms for 1,424 Dutch words in a continuous task
Where: University of Leuven, Leuven, Belgium
Who: Simon De Deyne, Gert Storms
Tags: free association, semantic association, experiment
Papers:
1. De Deyne, S. & Storms, G. (2008). Word associations: Norms for 1,424 Dutch words in a continuous task. Behavior Research Methods, 40, 198-205
2. De Deyne, S. & Storms, G. (2008). Word associations: Network and semantic properties. Behavior Research Methods, 40, 213-231
3. Verguts, T., Ameel, E., & Storms, G. (2004). Measures of similarity in models of categorization. Memory & Cognition, 32, 379-389
4. De Deyne, S., Verheyen, S., Ameel, E., Vanpaemel, W., Dry, M., Voorspoels, W., & Storms, G. (2008). Exemplar by feature applicability matrices and other Dutch normative data for semantic concepts. Behavioral Research Methods, 40, 1030-1048

4. Matthiew Zeigenfuse, Michael Lee research @ UCI
Where: University of California, Irvine
Who: Matthiew Zeigenfuse, Michael Lee
Tags: free association, semantic association, stimulus features
Papers:
1. Zeigenfuse, M.D., & Lee, M.D. (in press). Heuristics for choosing features to represent stimuli
2. Zeigenfuse, M.D., & Lee, M.D. (2010). Finding the features that represent stimuli. Acta Psychologica, 133, 283-295
3. Zeigenfuse, M.D., & Lee, M.D. (2008). Finding feature representations of stimuli: Combining feature generation and similarity judgment tasks. In V. Sloutsky, B. Love, & K. McRae (Eds.), Proceedings of the 30th Annual Conference of the Cognitive Science Society, pp. 1825-1830. Austin, TX: Cognitive Science Society

Posted in Без рубрики | Tagged , , , | Leave a comment