Анализ существующих облачных систем управления грузоперевозками

Одной из важнейших логистических функций является транспортировка, это связано с тем, что материальный поток возникает только в результате физической перевозки грузов из одного пункта в другой (рис. 1). На сегодняшний день главная задача транспортировки в системе логистического сервиса заключается в «доставке нужного товара требуемого качества и количества в заданное время и с оптимальными затратами». В структуре логистических затрат расходы на транспортировку составляют 30-40%. Поэтому возникает естественный и рациональный вопрос, что может быть сделано для снижения затрат на перевозку грузов с одной стороны, и повышения эффективности с другой. При современном уровне конкуренции среди производителей продукции наибольшее конкурентное преимущество имеет те фирмы, логистика которых находится на хорошем уровне и отвечает принципу 7R.
классификация лог функций

Для повышения качества оказываемых логистических услуг необходимо улучшить качество транспортного сервиса по направлениям:
• создание и развитие информационных систем поддержки логистического процесса для осуществления транспортировки;
• совершенствование системы документооборота и таможенных процедур оформления грузов;
• повышение уровня взаимодействия между участниками перевозочного процесса;
• внедрение современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.
Как уже отмечалось выше, развитие конкуренции и важная роль логистики в завоевании рынков приводит логистические компании к новым решениям.
Развитие Интернета привело к развитию новых систем, таких как социальные сети. Принцип функционирования социальных сетей был взят компаниями для ведения бизнеса, и развитие получили корпоративные социальные сети. [1] Основные функции, которые выполняют корпоративные социальные сети: знакомство сотрудников друг с другом, отсутствие иерархических границ (начальник-подчиненный), создание команды или рабочей группы, инструменты для публикации рабочего контента, его обсуждения, организации, контроля и мониторинга. Корпоративными сетями пользуются как передовые технологические компании, так и ритейлеры, и розничные сети.
Логистические компании не стали исключением. Уровень развития логистического бизнеса с одной стороны и появление корпоративных социальных сетей с другой позволили создать новую нишу в транспортной логистике, такие системы в настоящий момент получили название «облачные системы управления грузоперевозками». В отличие от корпоративных социальных сетей, направленных на повышение эффективности внутри компании, создаваемые логистические системы направлены на интеграцию участников перевозочного процесса на уровне всего рынка грузоперевозок. [2]
Чтобы вписать появляющиеся системы в классификацию провайдеров логистических услуг, рассмотрим 3PL и 4PL провайдеров:
3PL провайдер (логистика третьей стороны) –компания, которой поручается аутсорсинг всех или большей части логистических операций. Такое определение распространяется на любую компанию, предоставляющую логистические услуги любого объема. В основном, это комплекс услуг в состав которых входит транспортировка товара, складирование, сквозное складирование, техническое управление складскими запасами, упаковка и экспедирование грузов. 3PL провайдерами являются экспедиторские компании, курьерские и другие компании, предлагающие подрядные услуги логистики и грузоперевозок.
4PL провайдер имеет высокую степень вовлеченности в бизнес-процессы клиента. Такая компания выступает в качестве единого соединительного звена между клиентом (например, производителем) и различными провайдерами логистических услуг, управляет всеми процессами цепи поставок клиента, включая курьерские, экспедиторские и складские услуги. 4PL провайдер будет управлять и теми 3PL провайдерами, услугами которых пользуется его клиент. Многие 4PL провайдеры предоставляют даже специализированное программное в качестве единого интерфейса для работы с различными компаниями в цепи поставок клиента. [3]
Создающиеся в последнее время системы отличаются особым уровнем погружения логистических бизнес-процессов в виртуальную среду, поэтому их можно отнести к 5PL- провайдерам, так как это в большей мере виртуальное предприятие, которое понимается как «динамическая открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению проекта (заказа клиента) от источников первичного сырья до сдачи продукции конечному потребителю». [4]. Рассматриваемый подход к ведению логистического бизнеса позволяют исключить посредников из цепочки поставок.
В Рунете можно выделить следующие системы: Log4Pro, Icandeliver, также такие системы развиваются и за рубежом (Cloud Logistics, Convoy).
Целью перечисленных сервисов является создание унифицированной платформы для интеграции перевозчиков и грузоотправителей на едином портале для сокращения времени и затрат на поиск контрагента по перевозке груза со стороны грузоотправителя и сокращение времени на поиск клиента со стороны перевозчика. Сокращение затрат оценивается в 5-10%. Подобные системы подразумевают обмен документами и заключение договора он-лайн. Также пользователи системы получают доступ к специализированному логистическому ПО, некоторые системы позволяют отслеживать движение груза в реальном времени. Сравнение сервисов представлено в таблице 1.
Выбор перевозчика происходит на основе тех же критериев, которые используются и в обычном бизнес-процессе (рис.2). Разница состоит в том, что выбор происходит в режиме реального времени на единой платформе, где собраны данные о всех участниках процесса перевозки, и связаться с ними не будет представлять никакой трудности, так как они также присутствуют на портале он-лайн. Вопросы информационной поддержки управления на предприятии рассмотрены частично в статьях [5,6].
Процедура выбора видов перевозки
Логистический рынок можно охарактеризовать как консервативный, разделенный на множество слоев (перевозчики, транспортные агентства, складские хозяйства и др.), поэтому можно предположить трудоемкость внедрения новой технологии ведения бизнес-процессов в этой сфере. Однако, повышение уровня прозрачности операций и автоматическое формирование аналитических отчетов привлекают внимание логистических компаний.
Таблица сравнение логистических платформ
Проанализировав компании по 8 критериям можно сказать, что к 5-PL оператору большего всего приближена компания Log4Pro как из рассмотренных зарубежных, так и отечественных компаний. Остальные компании не в полной мере удовлетворяют требованиям виртуальной компании, направленной на внешнее улучшение функционирования логистического бизнеса. Все логистические компании, которые представляют некоторые услуги в Интернете, можно разделить на компании по курьерской доставке, например, logistonline.com (около 20) и компании, предоставляющие услуги электронной биржи автоперевозок, содержащие базу машин и грузов, например, ati.su (около 10). [11]
Тем не менее отмечено, что тенденция к развитию компаний уровня 5PL есть, не смотря на трудности, которые диктует такая отрасль как логистика.
Прогноз объема рынка автомобильных грузоперевозок России в 2015 г. — не менее 570,7 млрд. руб.[12], в 2014 году объем рынка грузоперевозок, включая все виды транспорта оценивался в 3 триллиона рублей. [13] Структура российского рынка грузоперевозок представлена на рисунке 3, из чего можно сделать вывод, что в 2014 году на рынок автомобильных грузоперевозок приходилось 2,4 триллиона рублей.
Структура рынка грузоперевозок в России 2013-2014
Падение уровня перевозок связано изменением политической обстановки. На рынок автомобильных грузоперевозок приходится больше половины всех перевозок на территории России, поэтому системы в первую очередь создаются для компаний, осуществляющих автотранспортные перевозки.
На российском рынке грузоперевозок насчитывается около 14 крупных компаний. Сравнительная характеристика топ 5 компаний приведена в таблице 2.
рейтинг транспортных компаний
Также на рынке помимо крупных игроков присутствуют около 200 транспортных компаний значительно меньшего размера, эти компании также имеют свой парк автомобилей. В России не очень развит, но существует рынок частных перевозчиков, который на данный момент оценить трудно. Анализ рынка транспортно-логистических услуг указывает на то, что развитие облачных систем управления грузоперевозками является логичным шагом на пути повышения эффективности логистических услуг.

Список литературы:
1. Корпоративные социальные сети. Режим обращения: http://www.intranetno.ru/tags/korporativnye_social’nye_seti/ (дата обращения 30.10.2015)
2. 3PL или 2PL, 1PL и 4PL – Что Это за Звенья Цепи Поставок, и Для Чего Они Нужны? Режим обращения: http://supplychains.ru/2014/05/28/pl-who-are-they/ (дата обращения 30.10.2015)
3. Зуева Е.М. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ 5PL-ЛОГИСТИКИ. Режим обращения: http://www.scienceforum.ru/2013/21/6331 (дата обращения 01.11.2015)
4. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация. М.: Вершина, 2006 г. 176 с.
5. Дроговоз П.А., Попович Л.Г., Жильникова А.Н. Корпоративное и публичное управление в условиях глобальной цифровой экономики: инфраструктура, законодательство, методология // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 6. С.320-327.
6. Акопов В.С., Магазанник В.Д., Мартынов Л.М., Матвеев В., Омельченко И.Н. Человеческий фактор и наукоемкие технологии: образовательные аспекты. Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 12-21.
7. Облачная система управления грузоперевозками Log4Pro. Режим обращения: http://log4pro.com/ (дата обращения 03.11.2015)
8. Логистический агрегатор Icandeliver. Режим обращения: https://www.icandeliver.ru/ (дата обращения 03.11.2015)
9. Cloud Logistics, modern TMS. Режим обращения: http://www.gocloudlogistics.com/ (дата обращения 03.11.2015)
10. Convoy Logistics Providers. Режим обращения: http://www.convoylogistics.ca/ (дата обращения 03.11.2015)
11. Ермоленко М. Развитие онлайновых логистических сервисов в РФ. Режим обращения: http://tgl.su/news/1599/96/razvitie-onlajnovyh-logisticheskih-servisov-v-rf/ (дата обращения 08.11.2015)
12. Автомобильные грузоперевозки: прогноз темпов роста и объемов региональных рынков России на 2015 г. Режим обращения: http://www.simple-analytics.com/simple-fresh/cargo-2015/ (дата обращения 10.11.2015)
13. Рынок грузоперевозок России. Режим обращения: http://www.by-pass.ru/articles/rynok_gruzoperevozok_rossii/ (дата обращения 10.11.2015)
14. Рейтинг транспортных компаний России. Режим обращения: https://cargolink.ru/ls/blog/804.html (дата обращения 10.11.2015)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*