Первые опыты стереоскопической съемки были предприняты почти сразу с появлением фотографии. Считается, что первый опыт предпринял Мозер в 1844 году. Принцип действия двухобъективного стереофотоаппарата в 1849 году описал физик Брюстер. В 1850 г. Милле и в 1852 г. Дансер изготавливают фотокамеры для съемки на дагерротипных пластинках. Впервые в России стереоскопический фотоаппарат был разработан И.Ф.Александровским в 1854 г.
Пока не встал вопрос о быстрой съемке серии кадров, переделка обычного аппарата в стереоскопический сводилась к установке в объективную доску вместо одного двух объективов, а внутрь аппарата — перегородки, делящей фотопластинку на две части.
Стереокамера сделана из ФКД, в которую установлен блок объективов от Mamiya C33.
Так выглядит стереопара на матовом стекле камеры.
Для получения стереоснимков с неподвижных объектов всегда можно воспользоваться одним аппаратом и сделать два снимка, сдвинув его на базовое расстояние.
Если угол зрения объектива примерно соответствует углу зрения глаза, то и сдвиг аппарата должен соответствовать расстоянию между глазами. Для стереосъемки можно воспользоваться и двумя одинаковыми аппаратами. Однако если они имеют достаточно большие габариты, то их трудно будет поместить столь близко к другу, чтобы базовый отрезок несущественно превышал расстояние между глазами. С развитием миниатюризации появились специализированные фотоаппараты. Листая фотоежегодник 100-летней давности (1907 года), я обнаружил, что больше половины рекламных полос отведено именно стереофотоаппаратам.
В советское время для стереосъемки выпускались специальные фотоаппараты: ГОМЗ-стерео, Спутник, Чайка-стерео, Смена-стерео, ФЭД-стерео.
Спутник — на базе Любителя, создание специального аппапата вместо использования двух позволило сэкономить на одном из объективов видоискателя и использовать одну, а не две пленки.
Чайка-стерео, Смена-стерео, ФЭД-стерео, на базе одноименных аппаратов. По сравнению с парой аппаратов, закрепленных на одном штативе и снабженных сдвоенным спусковым тросиком, эти конструкции позволяли сэкономить на пленке и сделать стереобазу близкой к расстоянию между глазами.
Выпускались также насадки на дальномерные и зеркальные фотоаппараты, позволявшие получить стереопару на одном кадре, разделенном пополам. Мода на стереофотографию, на мой взгляд, в значительной степени коррелирует с модой на диапозитивы, поскольку было придумано множество стереоскопов, и более эффектными оказались системы, работающие с прозрачными материалами. Так, в 60-е годы, когда появились массовые общедоступные диапозитивные пленки ORWO, появилась и масса всевозможных стереоскопов.
В цифровой фотографии основным способом просмотра отснятых изображений пока является экран компьютера, который по физической сути, безусловно, ближе диапозитиву, чем к отпечатку. В дальнейшем я попытаюсь применить известные приемы стереосъемки к цифровой фотографии.