Аватар как технология искусственного интеллекта

11 ноября (четверг) в 16:00
ауд. 839 (УЛК)

Выступление Расторгуева Сергея Павловича
(доктор технических наук, профессор, академик РАЕН
член-корреспондент Академии Криптографии РФ).

Тема:
АВАТАР как технология искусственного интеллекта.

  • Проблемы и перспективы развития IT в современной России
  • Границы самообучения и самоорганизации «одухотворенных» аватаров

Подробная информация: dialog.bmstu@mail.ru

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
  • Кому-то удалось сходить на выступление? Было ли что-то интересное?

  • В начале было введение о том, что такое Аватар. В мифологии так назывались тела, которые создавали себе божества для присутствия в нашем мире, так как не могли появиться в нем в своем естественном. По сути, человек в среде интернет также создает себе аватара (например на форуме), как проекцию самого себя в информационной системе. Интересной показалась мысль о важности средств доступа к информации, поскольку контролирующий доступ к технической среде может влиять на коммуникацию.

    Была затронута тема свойств живых систем, среди которых:
    1. Связи;
    2. Функции;
    3. Гибель;
    4. Размножение.

    Для программных систем, подчеркнул автор, данные свойства либо созданы, либо создаются. Был указан источник на эту тему: «Самовоспроизводящиеся автоматы» Неймана. Говорилось о тесте Тьюринга, самоорганизующихся системах. Как утверждал докладчик, в ближайшем будущем будут создаваться более самостоятельные и интеллектуальные программы, человек будет освобождаться от ныне не автоматизированных операций, чему в немалой степени способствует Интернет как хранилище данных, коммуникации и исполнения программ (моя трактовка доклада может не совпадать с истинным мнением Сергея Павловича:)).

    Мне кажется, доклад носил обзорный характер, целью которого было заглянуть в будущее интеллектуальных систем. Были интересные примеры совместной деятельности разнородных объектов по поддержанию состояния системы (пример про белые и черные маргаритки), примеры интеллектуальных ботов и CAPTCHA как обратном тесте Тьюринга для людей.

    Несомненно, многое будет реализовано, но мне бы хотелось некоторой привязки к срокам. Этот вопрос мы не успели обсудить:) По моему скромному мнению, существует еще множество затратных по времени задач:
    1) Большая часть общедоступной информации не структурирована и противоречива. Semantic Web потребует долгих лет труда специалистов, прежде чем заработает в полную силу.
    2) Не все типы мышления реализованы в машинном виде, если рассматривать мышление не только как силлогистические рассуждения (а еще ассоциативные, рассуждения по аналогии и менее ощутимые понятия, такие как интуиция и творчество).
    2) Тест Тьюринга это начальная ступень коммуникативных возможностей человека, т.к. человек в разговоре преследует некоторую прагматическую цель. На встрече специалисты, как я понял, по созданию робототехнических систем, поднимали вопрос целеполагания интеллектуальных систем и это очень важно.

    Спасибо Сергею Павловичу за приезд и организаторам за их труд.

    • Идея аватар, как и многие другие концепции, действительно позаимствована из философии индуизма и сейчас находит много общего с технологиями и «реальными виртуалиями» современного информационного общества. В этом отношении отечественная, да и зарубежная философия, а также многие другие науки о человеке и обществе не справляются с выработкой новой теоретической базы, крепко застряв в основных положениях «постиндустриального общества». Это приводит к тому, что появляется много «доморощенных философов», не имеющих серьезного образования и квалификации в соотв. области. Часто они даже не носят степени «доктора философских наук» или нашего эквивалента в виде кандидата наук. Как следствие, именно эти люди начинают некотролируемо наполнять «философскую пустоту» окружающего, а что страшнее — внутреннего мира «сетян». В тех случаях, когда их рассуждения и эквилибристика с вырезками из религиозных книг, носят локальный характер — в этом нет ничего страшного. Но как только они выходят за эти рамки и начинают «проповедовать» в широких массах, особенно среди неподкованных соотв. знаниями студентов, школьников и простых пользователей Интернета, то возникает очень большая опасность.
      Что касается целей, философии и перспектив ИИ, то это отдельная тема, которой я уделяю в своем курсе значительное внимание. Я не согласен по большей части с приведенными утверждениями (2-2-3) и считаю, что возможности интеллектуальных систем недооценивают. Более того, нехватка знаний в соотв. областях приводит к непониманию окружающих технологий и перспектив их развития, делая Интернет «волшебной страной» и «неведомым миром», а поисковики и другие сервисы «могучими и таинственными существами», очнь похожие образы которых мы можем найти в пещерах и преданиях наших предков.

  • Саша, а первый пост ты поменял?

  • Александр Сиренко

    Да, Андрей Юрьевич, я его правил.
    Написал в МГТУ перед уходом, потом дома внес правку. На тот момент я не видел опубликованных отзывов, потому посчитал это допустимым.
    Вероятно, когда я писал update, вы делали отзыв на первоначальный вариант.
    Я уберу свой ответ на ваше дополнение. Если хотите, поправьте его, но мне кажется там все актуально и к новой редакции.