25 января 2012 в рамках Королевских чтений в МГТУ им. Н.Э. Баумана удалось посетить доклад космонавта Лазуткина Александра Ивановича. Он отметил, что сейчас у подрастающего поколения потеряно чувство патриотизма, довольно много людей стремятся уехать работать и учиться в другие страны. Поэтому вопрос актуальности новых образовательных программ стоит особенно остро. Александр Иванович представил около 10 различных программ, которые так или иначе связанны с космонавтикой, но в целом имеют широкую направленность, помогают познавать мир, представляют многие области знаний, из которых школьники могут выбрать лучшее для себя.
Так как одной встречи мало для того, чтобы зажечь юные сердца, предложенные курсы длятся неделю или больше. Некоторые из них направлены на старших школьников и взрослых, а некоторые на учащихся начальной школы. Например, проект «Планета X» представляет собой игру, когда дети как будто бы высаживаются на новой до этого неизведанной планете и начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты, которые помогают изучить различные законы природы. Таким образом, детишки смотрят на Землю глазами инопланетян 🙂 .
Также было отмечено, что смоделировать полет в космосе в настоящее время можно без проблем. Как признается космонавт, он сам иногда не мог понять летит он или нет — все, даже вид из иллюминатора, было в точности таким же, как на тренировках. Испытать эти ощущения «просто так» не так интересно по сравнению с тем, когда ты знаешь как именно все работает. Поэтому необходимо организовывать именно образовательные программы, в рамках которых будут проводиться занятия по обучению управлению кораблем и другие. При этом важно, чтобы от каждого из участников зависел успех полета. Каждый должен чувствовать ответственность и последствия своих действий или бездействия. Для сравнения был приведен пример организации имитации полета на космическом корабле в США, где приборная панель представляла собой муляж – кнопки не были ни к чему подсоединены, модель взлетала и приземлялась благополучно вне зависимости от того была ли выполнена инструкция или нет.
Для проведения образовательных программ предлагается использовать Мемориальный музей космонавтики, а также специальные космоцентры.
В качестве доказательства эффективности такого рода программ было приведено несколько примеров, когда неисправимые хулиганы настолько были зачарованы магией космоса, что полностью менялись за время пребывания в летнем лагере и продолжали исследования в области космонавтики дальше.
P.S. При подготовке этой заметки удалось найти интервью, опубликованное в журнале Компьютерра 11 января 2012 года http://www.computerra.ru/interactive/654518/ . В нем Александр Иванович также подчеркивает необходимость проведения различных мероприятий с учащимися школ, формирования у подрастающего поколения широкого кругозора. При этом важно давать им больше инженерные знания, а не бизнес-навыки без поддержки фундаментом необходимых знаний.